Найти тему
Журнал «Фотон»

От платоновской пещеры до кабинета Маркса // Атомисты

Из философских концепций Эмпедокла и Анаксагора сформировался атомизм — вершина материализма Древней Греции. На этой вершине представлены Левкипп и Демокрит. Левкипп признавал бесчисленное постоянное движение атомов, которые имеют бесконечное количество форм. Сущее и не-сущее являются в равной степени причиной возникновения вещей. Левкипп считал, что пустота существует, и она позволяет атомам передвигаться. Пустота, по его мнению, есть не-сущее, однако она является не менее чем сущим, потому как двигает атомы, то есть сущее. Есть большое сходство атомов Левкиппа и гомеомерий Анаксагора — из-за того что они содержатся в вещах, вещи возникают, изменяются и отмирают.

Из работ Левкиппа практически ничего не сохранилось, так что от него остались только отдельные мысли и, согласно Г. Дильсу, пара произведений. Это учение систематизировал, по одной из версий, его ученик — Демокрит. Сами атомы, в понимании Левкиппа и Демокрита, неизменны и вечны, а значит мир несотворим и неуничтожим.

«К характеристикам атомов Демокрит добавляет еще величину, которая была у Левкиппа допустима как различие форм атомов, и тяжесть. Тяжесть, однако, как говорил об этом К. Маркс в своей докторской диссертации, он не считал существенным свойством атомов, но признавал её простым следствием того факта, что они имеют некий размер. Подобным образом и величина не дает качественной характеристики атомов».

Демокрит считал, что миры возникают и гибнут — и так до бесконечности. Стоит отметить, что это непротиворечит всей его концепции о несотворимости и неуничтожимости мира. Мир он понимал, как бесконечное возникновение и гибель. Миры неисчислимы и различаются размерами, наличием или отсутствием солнца и луны, «в некоторых мирах они больше, чем у нас, а в некоторых мирах они наиболее многочисленны». Демокрит, возможно, сознательно и не подошел к этому, но его мысль о мирах весьма похожа на свойства планет нашей Солнечной системы — на некоторых солнце и луна ближе и больше или дальше и меньше, расстояние между планетами тоже различно, как их размеры и свойства.

Движение присуще атомам, и оно является основным источником развития. Демокрит считал, что есть строгая необходимость, по которой всё развивается. Таким образом, по его концепции, мир детерминирован, всё определено механистическим движением атомов. Никакой случайности потому быть не может — только строгая необходимость. «Люди сами создали образ случайности, чтобы скрыть собственную нерасторопность... Лучше было бы найти одно причинное объяснение, чем получить Персидское царство», - говорил Демокрит. Возможно, он считал нахождение причинно-следственных связей одной из главных целей всякого познания.

Информация о Демокрите существенно может отличаться от источника к источнику. Так, в «Истории философии в кратком изложении» высказывается следующее:

«И хотя большинство сведений о философии Демокрита (и Левкиппа), которые до нас дошли, однозначно подчеркивают абсолютизацию необходимости в понимании причинности, у античных авторов можно найти и такие данные, согласно которым Демокрит не только допускает существование случайности, но и отводит ей важное место. Такое положение, видимо, вытекало из стремления обосновать теорию естественного движения и развития мира, которым не управляют внешние силы. Однако упор на значение случайности в определении движения мира был бы в прямом противоречии со всей атомистической концепцией. Демокрит, как мы уже видели, признает механическое движение как единственную форму движения, а это исключает объективное существование случайности. Наконец, и его понятие причинности имеет механистическую суть. Случайность как форма проявления объективного существования причинно-следственных отношений вообще не могла возникнуть в атомистической системе Демокрита».

Демокрит придавал большое значение чувственному познанию. По нему, между объективными вещами и органами чувств возникают образы (эйдолы). Предмет, который мы познаем, выделяет в воздух свой образ, который проникает во влажную часть глаза, и потом этот образ попадает в соответствующий орган чувств. Левкипп и Демокрит учили, что чувства и мысли суть изменения тела. Однако атомисты не абсолютизировали чувственное познание и считали его низшей ступенью познания. Чувства дают познать окружающий мир, но прийти к истине можно только с помощью рационального познания.

Как и Эмпедокл, атомисты считали, что можно познать то, что наиболее подобно познающему субъекту. Возникновение общества Демокрит связывает с тем, что «потребность стала людям учительницей всего». По сути он гениально угадал роль естественных потребностей человека в развитии общества.

«В своих политических взглядах Демокрит является типичным представителем своего класса. Насколько можно судить по сохранившимся фрагментам, его взгляды в этой области являются смесью индивидуализма и стремления поддержать авторитет древнегреческого полиса как основной формы государства греческой рабовладельческой демократии. Поэтому некоторые мысли взаимно противоречивы. С одной стороны, «закону, чиновнику и старшему надлежит уступать», а с другой — «мудрец не должен слушаться закона, но жить свободно». Вторая мысль выдает четкий индивидуализм Демокрита, который проявляется в понимании общества как совокупности индивидов. Они объединяются на основе принципа, напоминающего теорию «общественного договора». В этом смысле Демокрит подчиняет индивида обществу. Это подчинение само по себе тоже противоречиво. Общество и законы, согласно Демокриту, не являются инструментами развития индивидуальности, но скорее лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. «Законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо зависть способствует началу вражды». Здесь проявляется взаимосвязь социальных и этических взглядов Демокрита».

На философии Демокрита завершается развитие материалистического способа мышления в Древней Греции.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429