Итальянский Ренессанс оказал влияние и на развитие культуры в соседних странах, лежащих севернее Италии: Нидерландах, Германии, Франции, Англии. Здесь он возник позже – спустя почти столетие и получил, весьма условно, название Северное Возрождение.
Однако, в отличие от итальянского, в его основе лежат иные предпосылки. Если итальянцы пытались возродить забытую культуру античности, наследниками которой они действительно являлись, и с которой были знакомы по оставшимся на их земле древним памятникам, то северным странам возрождать было по сути нечего.
Северный ренессанс в основном питался трудами гуманистов (сначала итальянских, а затем и отечественных), в которых красной нитью проходила мысль о «новом» человеке – центре вселенной, венце божественного творения. Размышления об этом, невольно приводили к переосмыслению деятельности, значения и роли католической церкви в жизни общества в целом, и каждой отдельно взятой личности. Тем более что вдали от Ватикана, недовольство этой организацией среди самых широких масс постоянно росло. К XV веку – священнослужители (клир) достаточно дискредитировали себя, ведя далеко не тот праведный образ жизни, о котором проповедовали со священных кафедр. Монастыри и храмы, зачастую, могли служить примером скопления всех смертных грехов. Кроме того, на фоне всеобщей бедности, возмущение вызывали огромные поборы, идущие на украшение церквей и нужды святых отцов. В воздухе витало желание преобразований.
Утром 31 октября 1517 года прихожане Виттенбе́ргского собора (Германия) на дверях обнаружили листок, прибитый профессором местного университета Ма́ртином Лю́тером. В 95 те́зисах, он изложил свой взгляд на то, какие изменения необходимы католической церкви, чтобы она могла сохранить свой авторитет у народа. Это событие считается началом религиозного общественно-политического движения, получившего название Реформа́ция.
Мартин Лютер и его сторонники считали, что Церковь не по праву владеет привилегией быть посредником между миром го́рним и миром до́льним. По их мнению, каждый человек, прошедший обряд крещения и искренне верующий в учение Христа, автоматически приобщён к Богу, то есть между ними существует непосредственная связь.
Католическая церковь утверждала, что собственные грехи человек не может искупить или замолить самостоятельно – ему необходимо приобрести индульгенцию - то есть заплатить священнику за то, чтобы он выполнил эту работу. Реформаторы же считали, что каждый человек должен нести полную ответственность за свои поступки, поэтому прощение (отпущение) грехов не может покупаться и продаваться - его можно получить только от Бога, благодаря личному покаянию, молитвам и труду. Посредничество священника в этом излишне. То есть всё основывается на принципе sola fide (только верой). Плата же за искупление грехов – продажа индульгенций, по мнению последователей Лютера – это обман прихожан, игра на их страхе перед вечными муками в Аду, существующие только для обогащения церкви и клира.
В связи с отрицанием значения церковных ритуалов для спасения человеческой души, необходимость постоянного участия в церковных обрядах тоже отпадала. Реформаторы предлагали сократить их до необходимого минимума, оставив лишь два важнейших – крещение и причастие (евхаристия).
Отрицание посреднической роли церкви между земным и небесным мирами, привело Реформаторов к мысли о том, что каждый верующий должен самостоятельно разбираться в основах веры и знать Священное Писание, которым бы он руководствовался в своей жизни и поступках. Поэтому вторым важнейшим принципом реформации стал принцип sola Scriptura (только Писанием). Естественно, что появилась настоятельная потребность перевода Библии, да и всей церковной практики с латыни (официального языка католической церкви) на национальные языки. Сам Мартин Лютер сделал первый перевод Библии на немецкий язык.
Надо отметить, что необходимость в самостоятельном изучении Библии в широких массах, привело к значительному и резкому подъёму образования и развитию общей культуры в странах северной Европы. Кроме того, последователи Реформации, декларируя личную ответственность за свои деяния перед Богом, считали главным средством избегания соблазнов и греха – кропотливый, постоянный труд. Благодаря возможности тратить деньги не на содержание Церкви, последователи учения Лютера стали вкладывать их в собственное хозяйство и развитие бизнеса. В следствие чего у сторонников реформации вырабатывались такие качества личности как бережливость и расчётливость. Именно трудолюбие и умение распоряжаться средствами, ставшие, вследствие Реформации чертами характера (менталитета) северных европейцев, во многом обусловили последующий бурный экономический и культурный рост тех стран, в которых утвердились идеи Лютера и его сторонников. Вскоре, Северная Европа обогнала в своём развитии Италию.
Таким образом, реформаторы руководствовались двумя основными принципами возможного духовного спасения человека: sola fide (только верой) и sola Scriptura (только Писанием). Требования же, которые они предъявляли к католической церкви, сводились к нескольким основным пунктам:
1. отрицание посреднической роли церкви между земным и небесным мирами;
2. отмена индульгенций;
3. перевод Библии и церковной службы на национальные языки;
4. упрощение и сокращение церковных обрядов и ритуалов;
5. признание самостоятельной ответственности личности за свои поступки и жизнь.
Конечно церковь, в лице папы Римского и светские власти были обеспокоены деятельностью Лютера, чьи идеи быстро приобрели огромную популярность среди народа. Его вызвали в Вормс на суд, чтобы убедить отказаться от своих взглядов. Стоя перед императором Священной Римской империи Карлом V, верховными представителями духовенства и светскими правителями, Лютер произнёс фразу, ставшую крылатой: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог».
Последствия Реформации были впечатляющими. По всей Европе заполыхали религиозные войны, которые продолжались вплоть до XVII столетия. Это привело к расколу католической церкви и образованию новой ветви христианства – Протестанти́зму. Под этим названием принято объединять множество сформировавшихся, в результате Реформации, самостоятельных национальных христианских церквей, существующих сегодня под разными названиями (лютера́нство, кальвини́зм, цвинглиа́нство, англика́нство, бапти́зм, евангели́зм, пурита́нство и многие другие).
Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи:) Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.