Задание 1. Приготовься работать в тетради. Напиши число, тему.
Рассмотрим сведения по теме "Обособленные члены предложения.".
Обособление - это способ смыслового выделения или уточнения. На письме обособление выделяется (показывается, отделяется от других членов предложения) знаками препинания. Обособляются второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание.
НО! Второстепенные члены предложения могут быть обособленными и необособленными.
Сегодня мы будем разбираться с обособленными членами предложения. Это определения, приложения, дополнения, обстоятельства и обособленные уточняющие члены предложения.
Задание 2. Рассмотрим Таблицу 2, какими ещё элементами может быть осложнено простое предложение.
Задание 3. Рассмотрим подробнее обособленные определения.
Обособленные определения.
Определение - это второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета и отвечающий на вопросы: какой? чей? который?: папина дочка, сиреневый туман, восьмой класс, моя книга.
Определения в предложении относятся к определяемому (главному) слову, от которого можно задать вопрос «какой?», «который?», «чей?». Такое слово может быть выражено местоимением или существительным.
Обособленные определения (выделенные знаками препинания: запятыми, скобками, тире) могут быть выражены причастиями, причастными оборотами (распространённое обособленное определение) , прилагательными и существительными (нераспространённое обособленное определение).
Обособленные определения бывают согласованными и несогласованными.
Обособленное согласованное определение – это определение, которое стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово (причастные обороты и определения, выраженные прилагательными). Например: Зелёная листва, светящаяся на солнце, трепетала от ветерка. Весёлые и беспечные, мы стояли на берегу. Он, сытый, быстро заснул.
Несогласованное обособленное определение – это: 1) существительные без предлогов и с предлогами; 2) сравнительная степень прилагательного; 3) наречие; 4) инфинитив; 5) словосочетание; 6) притяжательное местоимение. Все они связываются связью управления или примыкания.
Вспомним!
Управление - когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей.
Примыкание - когда зависимое слово - неизменяемая часть речи: наречие, инфинитив, деепричастие, притяжательное местоимение (её, его, их).
Например: Один мальчик, поскромнее других, стоял в стороне. Ткань, с рисунком повеселее, привлекла наше внимание. Её сестра звалась Татьяна.
****************
Потренируйся в определении однородных и неоднородных определений.
Определи, какое предложение с однородными членами предложения, а какие - с неоднородными. Спиши предложения, разделив их на две значимые части.
Мой старый дом стоял на пригорке. Ночь была лунная, светлая. Ветер дул холодный, пронизывающий насквозь. В углу была большая железная печь. Тёмные грозовые тучи медленно заполняли небосвод. Девочка была в нарядном зелёном платье.
Проверь правильность выполнения задания.
Мой старый дом стоял на пригорке. В углу была большая железная печь. Тёмные грозовые тучи медленно заполняли небосвод. Девочка была в нарядном зелёном платье.
Ночь была лунная, светлая. Ветер дул холодный, пронизывающий насквозь.
*****************
Задание 4. Рассмотрим подробнее обособленные приложения.
Приложение – это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет, даёт другое название, характеризующее предмет: попрыгунья-стрекоза, меч-кладенец, краса-девица.
Приложение может обозначать: - качество, свойство предмета (красавица-жена); - возраст (девочка-подросток); - национальность (поляк-переводчик); - семейное положение (дочь Алёна); - профессия, занятие, звание (папа-строитель); - эмоциональные характеристики (писатель-бунтарь); - географические названия (река Москва); - фамилии, имена, отчества (девочка Ирина); - названия (роман «Война и мир»).
Приложение может быть: 1) одиночным: Жулька, собака, бежала впереди. 2) распространённым: Жулька, собака егеря, бежала впереди.
Примеры:
Он, отличный врач, очень помог мне. Отличный врач, он очень помог мне. Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью. Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался. Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.
Внимание!
1.Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним: В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа. Не узнал (кого?) Мишку-соседа. Не узнал - определяемое слово, которое стоит перед приложением.
2.Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.
Скоро Новый год – любимый праздник детей и взрослых.
Задание 5. Рассмотрим подробнее обособленные дополнения.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет (объект действия) и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Обособленные дополнения - это обороты, выраженные именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями: помимо, вместо, кроме, сверх, исключая, за исключением, включая, наряду с. Такие конструкции имеют значения включения, исключения, замещения.
Обособление дополнений зависит от смысла, степени распространения, а также их роли и места в предложении.
Дополнения обособляются, если имеют значение:
1. Включения (предлоги: включая, наряду и др.): Наряду с другими, она начала петь. 2. Исключения (предлоги: кроме, помимо, исключая др.): Всех, кроме него, пригласили в гости. 3. Замещение (предлог вместо): Вместо отдыха, он поехал к родственникам.
Задание 6. Рассмотрим подробнее обособленные обстоятельства.
Обстоятельства - это второстепенные члены предложения, которые раскрывают как, куда, откуда, где, когда, почему, по какой причине совершается действие.
К обстоятельству ставится вопрос от сказуемого, определения или другого обстоятельства.
Обособляются обстоятельства, выраженные:
1) деепричастиями:
- одиночными: Поев, ребёнок заснул.
- в составе деепричастных оборотов: Обсудив результаты работы, все разошлись. Не смотря под ноги, он шёл по дороге.
2) обстоятельствами с предлогом несмотря на:
Внимание! В данном случае несмотря на - это отглагольный предлог Несмотря на дождь, дети убежали гулять.
Есть очень простой способ убедиться, что перед тобой именно предлог: его можно заменить на «невзирая на», «вопреки чему-то».
3) сравнительными оборотами с союзами: как, как и, будто, точно, словно, что, чем, нежели и т.п.:
Облака, как ватные, низко и неспешно плыли над землёй.
Вспомним.
Сравнение — лексическое средство, троп, уподобление одного предмета, качества, явления другому на основе общего для них признака.
Сравнительный оборот — часть простого предложения, выраженная сравнением.
Внимание!
Сравнительные обороты не обособляются, если:
1) это фразеологизмы: Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.
2) имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как?, часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:
Мы ходим как по кругу. (Мы ходим (как?) как по кругу. Можно заменить существительным в Тв.п.: кру´гом)
3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве»:
Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.
4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:
Сад был как лес.
О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.
7. Обособленные уточняющие члены предложения
Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др.
Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и дополнением, и определением и главным членом предложения.
Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной – запятыми, скобками или тире.
Например:
Мы засиделись допоздна, до самой ночи (дополнение).
Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей (обстоятельство).
Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.
Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:
1) с помощью союзов: то есть, а именно:
Я готовлюсь к заданию по литературе, то есть к сочинению (дополнение).
2) с помощью слов: особенно, даже, в частности, главным образом:
Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво (обстоятельство).
Практическое освоение учебного материала.
Задание 8. Рассмотрим простые предложения, осложнённые обособленными членами предложения.
Для этого используем текст, посвящённый художнице Галине Масюк и её картине "Корзина с полевыми цветами".
Галина Масюк, художница из Ростова-на-Дону, «рисует», создаёт свои красочные, необычные, замечательные картины шёлковыми ленточками.
Она берёт ленточки разных цветов и оттенков: алые, голубые, зелёные и т.д., продевает в специальную иголку и, как по волшебству, корзина наполняется цветами!
И появляются на свет цветы: ромашки, васильки, маки, колосья... А на столе, рядом с корзиной, свободно рассыпались удивительно правдоподобные ягоды вишни.
Ах, какая очаровательная композиция!
Терпеливо и с любовью создаёт художница свои шедевры.
У неё, несомненно, большой талант! В художнице мы видим человека, глубоко чувствующего красоту мира!
Мы говорим Галине: «Спасибо! Продолжайте радовать нас новыми шедеврами!»
*************
Рассмотрим первое предложение, используя алгоритм распознавания простых предложений: односоставных, двусоставных и предложений, осложнённых уточняющими элементами.
Галина Масюк, художница из Ростова-на-Дону, «рисует», создаёт свои красочные, необычные, замечательные картины шёлковыми ленточками.
1. О ком говорится в предложении? О Галине Масюк, художнице из Ростова-на-Дону . Кто? Галина Масюк, художница из Ростова-на-Дону - это подлежащее, осложнённое обособленным уточняющим членом предложения. Галина Масюк, художница из Ростова-на-Дону что делает? «рисует», создаёт - это сказуемое. Сказуемое осложнено однородными членами.
В этом предложении есть подлежащее, сказуемое и только одна грамматическая основа - значит, это простое двусоставное предложение.
2. «Рисует», создаёт что? картины. Картины какие? Красочные, необычные, замечательные - видим, что рассматриваемое предложение также осложнено однородными членами предложения, выраженными определением.
3. Картины чьи? Свои. Создаёт чем? ленточками. ленточками какими? шёлковыми.
Подводим итог: Рассмотрено простое двусоставное предложение, осложнённое обособленным уточняющим членом предложения, а также однородными членами предложения.
Задание 9. Практическое усвоение учебного материала.
Разбери в той же последовательности, что и первое предложение, следующие предложения из текста:
Ах, какая очаровательная композиция!
В художнице мы видим человека, глубоко чувствующего красоту мира!
Мы говорим Галине: «Спасибо! Продолжайте радовать нас новыми шедеврами!»
Задание 10. Проверь правильность выполненной работы.
1. Ах, какая очаровательная композиция!
О чём говорится в предложении? О композиции. Что? Композиция - это подлежащее. В этом предложении нет сказуемого, но есть обособленный осложняющий элемент - междометие АХ. Вывод: это простое односоставное именное предложение, осложнённое обособленным междометием.
2. В художнице мы видим человека, глубоко чувствующего красоту мира!
О ком говорится в предложении? О нас. Кто? Мы - это подлежащее. О нас говорится, что мы что делаем? Видим - это сказуемое. Видим в ком? В художнице. Видим кого? Человека. Человека какого? глубоко чувствующего красоту мира!
Вывод: это простое двусоставное предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Мы говорим Галине: «Спасибо! Продолжайте радовать нас новыми шедеврами!»
Это предложение представлено прямой речью, которая рассматривается как осложняющий элемент.
Вывод: мы будем рассматривать его не как простое или сложное предложение, а как особую конструкцию, состоящую из двух синтаксически самостоятельных частей.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание. -
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!
Я буду рада и благодарна Вам.
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.