То ли из-за неуклюжести, то ли из-за неудобно расположенных полок в магазине случайно повредил товар. Кто прав, а кто виноват? Должен ли покупатель нести ответственность перед продавцом?
Сейчас во всем разберемся. А поможет нам преподаватель кафедры гражданского права, и.о. директора Института частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владислав Галкин.
В утративших силу Примерных правилах работы предприятия розничной торговли (Письмо Роскомторга от 17.03.1994 №1-314/32-9 "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети") существовал раздел о правах и обязанностей покупателей, в котором было указано, что при выборе и покупке товара покупатель обязан возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары. Стоит отметить, что на различных информационных ресурсах ссылка на эти Правила делается и по настоящее время, несмотря на то, что они были признаны утратившими силу в 2012 году - отметил Владислав Галкин.
Как обстоят дела на данный момент?
Действующим нормативным актом, регулирующим правила розничной продажи товаров, является Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2463, в котором об общих правах и обязанностей покупателей не осталось и следа. Но это не означает, что покупатель при выборе и покупке товара в магазине не несет никаких обязанностей.
Вопрос о правах и обязанностях продавца и покупателя регулируется пар. 1 и 2 главы 30 части 2 Гражданского кодекса, а в области ответственности за не оплаченный товар, которому причинен вред в процессе его выбора и переноса на кассовую ленту, - правилами о моменте перехода риска его случайной гибели или случайного повреждения (ст. 459 Гражданского кодекса).
До того, как продавец не исполнил свою обязанность по передаче товара покупателю в момент его вручения (ст. 458 Гражданского кодекса), риск случайной гибели или повреждения товара/продукции возложен в силу закона на самого продавца, как собственника - уточнил эксперт.
Данные правила действуют, если вред нанесен неумышленно.
Указанные правила о распределении рисков не охватывают ситуации умышленного причинения вреда покупателем. В таких случаях вред подлежит возмещению причинившим его лицом на началах вины (ст. 1064 Гражданского кодекса). То есть если покупатель умышленно, в силу виновных или неосторожных действий повредил товар, расположенный на витринах/стеллажах магазина до его приобретения на кассе, то он будет по общему правилу возмещать причиненный вред - рассказал Владислав Галкин.
Эксперт поделился, когда могут возникнуть такие ситуации:
- когда покупатель выронил товар на пол с рук,
- умышленно повредил имущество магазина,
- либо его поведение (в состоянии алкогольного или наркотического опьянения) привело к порче имущества магазина.
В иных ситуациях, когда имел место случай либо продавцом нарушены требования к размещению товара на стеллажах, полках, и это, в свою очередь, способствовало возникновению ситуации, связанной с причинением вреда, ответственность на покупателя возлагаться по общему правилу не будет.
Такие ситуации могут возникнуть, к примеру:
- если расстояние между стеллажами меньше установленных нормативов (ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» - не менее 1,4 метра)
- если товар стоял на стеллаже неустойчиво
- если товар упал во время движения кассовой ленты
- если покупатель наткнулся на препятствие, которое оставили работники магазина, и зацепил товар на полке и т.д.
В любом случае, если покупатель не признает вину в порче товара/продукции при их выборе в магазине до оплаты на кассе, то ни администрация магазина, ни кассир, ни охрана не вправе задерживать покупателя, требовать предоставления документа, удостоверяющего личность, а также сиюминутного возмещения вреда.
Вопросы возмещения вреда имуществу юридического лица или индивидуального предпринимателя должны быть рассмотрены в судебном порядке с предоставлением доказательств виновности покупателя-ответчика по иску - попросил запомнить Владислав Галкин.