("Угроза", Todos los nombres de Dios, 2023, Испания)
Ясен Лев, что крылатое выражение Толстого "Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить", было "писано в бумаге" задолго до появления испанских триллеров, да и кино в целом.
Как бы то ни было, но стать девизом нового фильма Даниэля Кальпарсоро (реж. "Кентавра", он же "Гонщик" и др.) сия историческая фраза тоже может, поскольку кратко, но емко описывает впечатления от него.
И ведь по большому счету к "Угрозе" придираться не больно-то охота. Ибо свою историю она поёт аккурат по триллерным нотам: сурово, драматично и складно. В исполнении опять-таки хороших актеров во главе с Луисом Тосаром, коего ни поклонникам испанотриллеров, ни вообще еврокино давно представлять не надо.
Однако, насколько красиво всё выглядело в сценарии, - а под некрасивый сценарий такой солидный бюджет не выписали бы и саму бы Гран-Виа в центре Мадрида для съемок не перекрыли, - настолько "недожатой" картина оказалась на практике. И все её небезынтересные идеи во второй её половине материализовались в абсолютно рельсовые и вдобавок затянутые кульминацию и развязку.
С другой стороны, мотивы авторов "Угрозы" тоже были очевидны - попытка быть оригинальными. Ведь боевиков и триллеров, чьи герои пытаются выжить, оказавшись на чем-то, мчащемся без тормозов, в мире уже снята уйма. Начиная с классики вроде "109-й идет без остановок", "Поезда-беглеца" и "Скорости", и заканчивая относительно недавними "Неуправляемым" и "На одном крыле". И даже, блин, в идее движущегося "на своих двоих" и не способного остановиться человека Кальпарсоро не был оригинален. Потому что Невелдайн и Тейлор давно и блестяще реализовали её в своём "Адреналине". Да и тех же "Бегущего человека" с "Трудной мишенью" как не вспомнить, - и в них любые передышки и перекуры были для героев смерти подобны.
Тем не менее задумка снять еще один триллер про безостановочно шагающего/бегущего пешехода-смертника показалась Кальпарсоро менее затертой, чем про очередных заложников какого-нибудь транспорта.
И всё бы ничего, да только про овраги тут, как это часто бывает, опять забыли. И изобрести для своего героя, к слову сказать, имеющего права категории "Б", интересные приключения Даниэль и его сценаристка Д. Вентура не сумели. Даже с учетом того, что их история была целиком выдумана. То есть оскорбить в ней отсебятиной какие-либо реальные факты авторы не могли в принципе. А значит никто не запрещал им хорошенько блеснуть воображением, - даже в границах драматического реализма, если на то пошло.
Хотя стартует эта драма довольно многообещающе.
Вот обычный мадридский таксист Санти (Тосар), заканчивая смену, отвозит последнего клиента в аэропорт... И едва не попадает в эпицентр террористической атаки, когда там прямо на выходе раздается два мощных взрыва. После чего оказавшийся не робкого десятка Санти бросился было на помощь одному из пострадавших, желая отвезти его в больницу... И опять нарвался на неприятности, ведь этим окровавленным человеком, как назло, был третий самоподрывник! Который, в отличие от соратников, пока по неизвестной зрителю причине не смог активировать детонатор своего "пропуска в рай". Зато выказал недюжинную отвагу перед добросердечным Санти: приставил ему к башке "ствол" и велел уезжать отсюда прочь.
Куда? Ты, дядя, пока давай, гони вперед, а там видно будет...
Долго ли, коротко ли, но, ежели без спойлеров, вскоре случится именно то, о чем нам рассказывают еще в аннотации "Угрозы". То бишь взрывоопасный жилет с бомбой и таймером будет закреплен на самом бедолаге Санти. И ладно бы его в таком "обвесе" просто высадили где-то в Мадриде и заставили плясать под террористическую дудку. Нет, этого кровожадным фантазерам показалось мало. Так что они подцепили детонатор своей бомбы к шагомеру, а затем велели жертве всё время идти - ну хоть не бежать, а то неспортивного Санти с таким грузом лишь на стометровку и хватило бы.
А если же он вдруг остановится - сам может догадаться, что с ним тогда произойдет.
Увы, но после того, как в фильме вроде бы должно было начаться самое интересное, как раз на этом оно и закончилось.
И дальше Санти будет лишь перебирать ногами из точки А в точку Б по прямой траектории. По эвакуированной безлюдной улице в указанном злодеями направлении. А на безопасном расстоянии от него станет двигаться полиция и спецслужбы, изредка разрешая ему поговорить по рации с женой и сыном. Долго, однообразно, монотонно, step by step... Или paso por paso, если быть географически точным.
Да и развязку сей драмы каждый из вас предугадает чуть ли не сразу, как герой угодит в ловушку, ведь это - фактически единственный очевидный способ его спасти. А изобрести что-либо по-настоящему внезапное, в том числе ситуации, в какие мог бы встревать по дороге Санти, авторы фильма, как я уже сказал, элементарно поленились.
***
В общем, досадно, когда изначально крепкая идея для триллера не получает развития, и в результате движется к финальным титрам самым незамысловатым предсказуемым маршрутом.
При этом и снята, и сыграна "Угроза" вполне профессионально и за достойный бюджет. Но вот поди ж ты: будто в исполняемой на чисто протокольном смотре самодеятельности песне, в ней есть лишь сама песня, ее слова и смысл, - но нет исполнительского огонька и энергетики. Допели до конца? Молодцы, галочку в отчёте поставим. Но отбивать руки в аплодисментах вам как-то совсем не хочется, уж извините.
Иными словами, если в вашем триллерном "холодильнике" в конце новогодних праздников стало шаром покати, можно, зевнув, посмотреть от нечего делать и "Угрозу". Однако при нынешнем разнообразии и качестве испанской триллерной сцены гораздо проще найти на ней куда более интересный фильм, с которым вы еще не знакомы. С тем же Луисом Тосаром "Камера 211", "Око за око", или "Код: Император", например.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):