Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Аляска без тормозов. Золотая классика приключенческого триллера

("Поезд-беглец", Runaway Train, 1985, США)

Много киноисторических фактов связано с этим лучшим американским фильмом Андрея Кончаловского. И то, что одиозный Дэнни Трэхо сыграл в "Поезде-беглеце" свою дебютную роль на большом экране, и то, что это была первая и последняя номинация на Оскар Эрика Робертса, некогда звезды, а ныне матерого полировщика голливудских плинтусов...
И всё же более интересно в этом списке кое-что другое...

- На белом-белом покрывале января!..
- На белом-белом покрывале января!..

...Куда любопытнее выглядит тот факт, что в том же 1985-м, когда "Поезд-беглец" вышел на мировые экраны, в кинотеатрах СССР появился ж/д-триллер с подозрительно похожим сюжетом - "Поезд вне расписания" Гришина. Только "у них" в мчащемся без машиниста, неуправляемом поезде приключались два беглых зека и девчонка, а у нас - сплошная молодежь: два парня и две девчонки. Вдобавок у Кончаловского дело происходило на Аляске зимой, а у Гришина в Молдавии летом, но совпадение всё равно было удивительным.

Тем не менее ни о каком плагиате, ни с той, ни с другой стороны речь не шла.
Премьера советской картины состоялась на полгода раньше, и в ее основе лежала повесть А. Леонтьтева "Тройной прыжок" 1966 года. А для "
Поезда-беглеца" был взят сценарий самого Акиры Куросавы. Написанный им под впечатлением от реального инцидента, о котором он прочел в журнале Life в 1963-м. Да только сам он превратить свой сюжет в фильм по ряду причин не смог, но не пропадать же добру? Поэтому сценарий был продан голливудским продюсерам, ну а те переделали его на свой лад и в итоге вручили Кончаловскому.

Как видим, иногда классическая тюремная задача про "Есть два стула..." решается не самым простым способом.
Как видим, иногда классическая тюремная задача про "Есть два стула..." решается не самым простым способом.

Чем "Поезд-беглец" восхищает до сих пор, и благодаря чему он практически не устарел ни морально, ни технически: шикарные натурные съемки близ ледника Портидж, Аляска. И пусть картина делалась всё-таки не зимой, а весной, порой с использованием уже искусственного снега, всё равно "зимнее" ощущение от нее мощнейшее. Такое, что вы, сидя перед телеэкраном и глядя за приключениями героев фильма, запросто можете почувствовать, как у вас самого мерзнут уши и пальцы. И пар, который выдыхают на холоде эти "приключенцы", самый что ни на есть натуральный, а не пририсованный "спецэффектно", как сплошь и рядом делается сегодня.

Впрочем, стартует сия история не на ж/д-вокзале, а прямо как в другом советском блокбастере "Вокзал для двоих" - на заснеженной лагерной зоне. Правда, не такой, откуда выпускают на "свиданку", да и никто ее здешним главгероям - махровому рецидивисту Мэнни и молодому зеку Баку (Джон Войт и Эрик Робертс) не дал бы. Особенно первому, который уже дважды сбегал из-за решетки, за что в начале фильма он и сидит в карцере безвылазно вот уже третий год.

Однако тюремный начальник Рэнкен из-за давления на него "сверху" всё-таки был вынужден перевести Мэнни назад, на обычный режим, но обиду на него затаил. Поэтому, когда однажды на Мэнни напал с ножом один из зеков, выяснилось, что это Рэнкен его науськал. И пусть на сей раз смутьян отделался малой кровью, было очевидно: жить ему на этой зоне осталось недолго, и смерть его будет далеко не безболезненной.

Так вот кто, оказывается, позировал для советских плакатов "Решение XXVI съезда КПСС - в жизнь!".
Так вот кто, оказывается, позировал для советских плакатов "Решение XXVI съезда КПСС - в жизнь!".

Делать нечего: пришлось не желавшему помирать от заточки в почку Мэнни срочно изобретать план своего третьего побега. И включать в него крепыша Бака, так как провернуть это в одиночку он бы не смог.
Ну надо же - опять фартануло!
И вот Мэнни и Бак, попрощавшись с тюрягой, пробираются по зимней Аляске в сторону ближайшей железной дороги. И надеются, что смогут забраться на какой-нибудь поезд и доехать до теплых краев прежде, чем замерзнут насмерть.

Что ж, и с поездом им повезло. А вот с машинистом - нет. Потому что, когда состав взялся набирать ход, у машиниста случился сердечный приступ, и он выпал из локомотива. Правда, успев нажать на тормоза, но это не помогло - те тотчас сгорели от нагрузки. И поезд продолжил разгон сам по себе, увозя двух беглых зеков и кое-кого еще в холодную снежную неизвестность...
Короче, всё сложно, и далее им легче уж точно не станет.

Отрадно, что даже в переделанном сценарии Куросавы все-таки сохранилась кое-какая японская созерцательность и философичность. Которую Кончаловский, к счастью, чутко уловил и бережно перенес на экран. Благодаря чему "Поезд-беглец" смотрится не просто, как триллер-катастрофа, а чем ближе к развязке, тем он всё больше напоминает прямо-таки восточную притчу о жизни, смерти "и всём таком прочем"©. Чей финал тоже получился по-самурайски высоким, красивым и поэтичным - даже и не голливудским, если на то пошло, но в хорошем смысле этого слова.

А в докомпьютерную эпоху глагол "завис" подразумевал как правило нечто более нескучное.
А в докомпьютерную эпоху глагол "завис" подразумевал как правило нечто более нескучное.

***

В общем, несмотря на то, что Кончаловский снял в Голливуде достаточно фильмов, в эпоху VHS видеосалоны СССР чаще всего крутили лишь два из них: "Поезд-беглец" и «Танго и Кэш» (1989). При этом разница между ними наблюдалась огромная. Второй был типичным юморным "бадди-муви" 80-х, разве что с уникальным дуэтом С. Сталлоне и К. Рассела, больше плечом к плечу ни в одном фильме не дравшимися. Тогда как первый с его правдоподобными героями, кому было реально страшно, холодно и больно, дарил уже не шуточное настроение, а совершенно иные, "взрослые" впечатления.
Да и сегодня он щедро их дарит, уже в оцифрованном виде и
HD-изображении. Которые удачно омолаживают не каждую ленту 70-80-х, но "Поезду-беглецу" они пошли исключительно на пользу. Тем более при желании фильм можно найти в Сети почти со всеми пиратскими VHS-переводами (я не нашел только от Володарского), хотя официальные российские тоже довольно хороши.
Иными словами, - наилучшие вам ностальгические рекомендации. Главное, не забудьте укрыться пледом, дабы не продрогнуть от вида местных снегов и метели.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):