(1994, США)
Подозреваю, что в жизни любого кинооператора однажды наступает момент, когда он глядит на командующего им режиссера и думает про себя: «Знаешь, что - достал ты меня! Полагаешь, ты здесь самый умный? Не льсти себе, бездарь. Я вдоволь насмотрелся на таких, как ты, и тоже могу делать вашу работу не хуже вас. На что поспорим?». Вот и неплохо известный в начале 90-х оператор Ян де Бонт («Плоть + Кровь», «Жемчужина Нила», «Крепкий орешек», «Основной инстинкт», «Смертельное оружие 3») не выдержал и поддался таким провокационным мыслям. И что в результате? Как что: мужик сказал - мужик сделал! Выцыганив у продюсеров 30 млн.$, Ян передал камеру другому оператору*, заимел себе персональное режиссерское кресло, плюхнулся в него, а потом сотворил вот этот реактивный боевичище, аналогов которому не снято и по сей день. По крайней мере настолько же известных и суперуспешных.
Наверное, в те годы это был самый оригинальный теракт, который когда-либо разыгрывали в голливудском кино. Судите сами. Некий особо умный маньяк, заминировав пассажирский автобус, сделал всё так хитро, что бомбе предстояло взорваться лишь когда разогнавшийся автобус сбросит скорость ниже 50 миль (80 км.) в час. Само собой, что умник оповестил об этом весь Лос-Анджелес, ведь иначе его шутка закончилась бы слишком уж быстро и беспонтово. Ну а дальше начинается самая веселуха, так как автобус ехал по весьма оживленному шоссе. И на пути у него торчало немало преград, перед которыми надо было притормаживать... В обычной ситуации, разумеется. Ну а поскольку педаль тормоза стала в этой бомбе на колесах табу, все ее пассажиры были обречены на самую незабываемую поездку на общественном транспорте в своей жизни. Если, конечно, им суждено дожить до ее финиша и у них будет шанс о ней потом вспомнить.
И Киану Ривзу, и Сандре Буллок было в 1994 году обоим по тридцать лет, отчего они выглядели еще не такими помятыми и уставшими, как в своих сегодняшних картинах. Ныне покойный Дэннис Хоппер тоже держался в то время бодрячком, хотя, как по мне, роль шизанутого бомбиста ему откровенно не удалась. Просто Хоппер был здесь почему-то очень уж грустным и не производил впечатление одержимого убийствами маньяка. Впрочем, 90% фильма он всё равно остается за кадром, а то, что мы видим в кадре, грустить не позволяет и подавно. Не сказать, что автотрюки в «Скорости» выглядят слишком безумными (кроме разве что легендарного прыжка автобуса через пропасть), но когда они мчатся друг за другом в режиме нон-стоп аж два часа, это само по себе граничит с сумасшествием. В хорошем кинематографическом понимании этого слова, конечно. А если учесть, что помимо автострады местный экшен разворачивается еще в паре головокружительных мест, от недостатка драйва вы тут страдать явно не будете.
***
В общем, триумфальный режиссерский дебют бывшего оператора Яна де Бонта. А также - второй по счету боевик с Киану Ривзом, обретший культовый статус (первым, напомню, был «На гребне волны», 1991). Ну а в сумме - один из самых уникальных и зрелищных фильмов в истории Голливуда, даже несмотря на примитивный сюжет и скучноватого злодея.
*Забавно, что работавший в «Скорости» оператор Анджей Бартковяк посмотрел на ошеломительный успех бывшего коллеги и тоже в итоге ударился в режиссуру, сняв несколько добротных фильмов («Ромео должен умереть», «Сквозные ранения», «От колыбели до могилы»), но до планки де Бонта, увы, так и не подпрыгнув.