(1987, США)
Официально "Бегущий человек" является экранизацией одноименного романа Стивена Кинга (выпущенного под псевдонимом Ричарда Бахмана в 1982 году). Однако сюжет фильма был существенно переработан и оказался настолько далёк от кинговского, что дошло до забавного: за это на создателей фильма обиделся другой писатель-фантаст, ныне покойный Роберт Шекли. Который обвинил их в плагиате своего рассказа "Премия за риск" и даже вроде бы подавал на них за это в суд (правда, чем закончилось то дело, неизвестно). Причем сам Кинг по честному не скрывал, что заимствовал основную идею своего романа у Шекли. Но и Кинг в конце концов обиделся следом за ним на киношников, запретив использовать свое имя в рекламе, а в титрах самого фильма отметившись под псевдонимом всё того же Бахмана.
Правда, свою обиду Стивен мотивировал иначе. И напрягся он, что любопытно, вовсе не из-за исковерканного оригинально-книжного сюжета. Кинг раскритиковал кино по двум пунктам: не слишком глазоприятную, по его мнению, постановку и... за исполнителя главной роли.
Последняя претензия в целом понятна: Стивен-то по наивности думал, что из его истории как обычно замастрячат что-нибудь серьезно-психологическое и социально-драматическое, тем более, что роман к этому обязывал. Но сам факт ангажирования Шварценеггера на главную роль уже намекал, каким будет киношный "Бегущий человек". В чём все и убедились после его выхода на экраны. Несмотря на то, что в нём наличествовала-таки едкая сатира на современное телевидение и его типичных потребителей, в остальном это был 100% боевик со Шварцем, включающий все его дежурные навороты, от поигрывания оголенными бицепсами до непременной "I’ll be back!".
И вот тут советские кинозрители Эпохи Видеосалонов в едином порыве могли бы встать и дать брюзге-Кингу грозную отповедь насчет того, что он ни хрена не разбирается в настоящих боевиках. Ибо как вообще можно сетовать на то, что фильм начинается со столь грандиозной фразы: "В главной роли Арнольд Шварценеггер"? И кто вообще такой, этот Стивен Кинг? Тот самый американец, чьи романы и повести печатались у нас в журналах "Иностранная литература", "Звезда" и "Вокруг света"? Ха, тоже мне достижение! То ли дело Шварценеггер! Его-то у нас, почитай, в каждой подворотне знают, а через год он и вовсе станет "Почетным милиционером Советского Союза"! А чего добился ты, Стивен, чтобы возражать против Шварца в роли героя твоей книги? Да тут гордиться надо, а не брезгливо морщить нос, эх ты, темнота американская!..
Шутки шутками, однако так оно и есть. Мы смотрели в 80-е "Бегущего человека", понятия не имея, кто такой сценарист Ричард Бахман (да хоть бы и сам Стивен Кинг, подпишись он там своим настоящим именем), зато Шварценеггера в то время узнавали в лицо даже в лохматом "конановском" гриме. Правда, здешний его герой по имени Бен Ричардс не пользовался таким бешеным спросом у покупателей постеров в переходах метро, как те же Конан, Терминатор, Джон Мэтрикс ("Коммандос"), майор Датч ("Хищник") и Иван Данко ("Красная жара"). А всё потому что пол-фильма Ричардс носил мерзко-желтый комбинезон в обтяжку в духе "Стартрека", смотревшийся на Арнольде, как гламурный бантик на волкодаве. Вдобавок самые интересные сцены в картине - и тут Стивен Кинг отчасти прав, - сняты в примитивных и однообразных декорациях, да еще в полумраке. Это, конечно, искупалось колоритными злодеями, противниками Шварца, но всё равно, в американском прокате картина показала себя уже не столь круто, как его бицепсы, и едва-едва отбила свой 27-миллионный бюджет. Хотя в советских видеосалонах, она, конечно, сорвала ожидаемые аншлаги. Вот только эта финансовая статистика в зачет ее успеха, к сожалению, не пошла, поскольку нигде никогда не учитывалась.
***
В общем, да, не лучший, но и уж точно не худший боевик в послужном списке Арнольда, пусть даже он заработал за участие в "Бегущем человеке" рекордный на тот момент гонорар (5 млн. $). Однако пересматривать этот фильм нынче не особо интересно, поскольку все его косяки выпирают теперь из всех щелей, а спецэффекты выглядят столь же допотопно, как ламповый телевизор. И потому во время ностальгии по 80-м олдскульный видеоман выберет, скорее всего, другой, более яркий фильм со Шварцем. А этот оставит в резерве на случай, если все арнольдовы хиты будут вдруг пересмотрены, а ностальгическое настроение еще не иссякнет.