Найти тему
С Богом по жизни

СИЛА ПОД КОНТРОЛЕМ (ч.1): “БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ…”

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Вы нетерпеливы, властны, вспыльчивы? Тогда послушайте Иисуса: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

Мир мало ценит мягкость и кротость. Мирские заповеди блаженства ближе к таким формулировкам: «Блаженны самоутверждающиеся, ибо они добьются своего»; «Блаженны рекламирующие себя, ибо они будут замечены»; «Блаженны напористые, ибо они преуспеют». И все же Иисус сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Последняя часть этого обещания — «они наследуют землю» — разжигает воображение и производит немалые споры. Что имел в виду Иисус, сказав, что кроткие наследуют землю? И как кротость и счастье связаны между собой? Эти вопросы мы и рассмотрим в этом и следующем уроках.

Вначале нам нужно определить библейское значение слова «кроткий». В первую очередь, мы посмотрим, что означает греческое слово, а затем подумаем над тем, что оно не означает.

ЧТО ТАКОЕ «КРОТОСТЬ»

Употребленное здесь слово (праус) лексикон Тейера определяет как «тихий, мягкий, кроткий». Греческий философ Аристотель (384–322 до н.э.) сказал, что праус занимает среднюю позицию между «вспыльчивостью» и «бесхребетностью» — нечто среднее «между сильным гневом и безразличием» (Бромили). Хьюго Маккорд пишет: «В применении к животным греки под [праус] подразумевали их укрощение. По отношению к звуку это слово означало тихий и мягкий. А по отношению к людям — кроткий, тихий, мягкий».

Давайте начнем обсуждение праус с замечания, что нам нужна кротость. Христианам сказано: «…облекитесь… в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение» (Кол. 3:12). Проповедуя евангелие и стараясь спасти погибших, мы должны делать это «в духе кротости» (Гал. 6:1; см. 2 Тим. 2:25; 1 Пет. 3:15). В этом стихе употреблено то же слово праус.

Кротость — это всего лишь начальная точка в понимании слова праус, но не конечная. В Ветхом Завете было дано такое пророчество о Мессии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Этот отрывок был исполнен в триумфальном въезде Иисуса в Иерусалим. В своем Евангелии Матфей процитировал это пророчество, и отметьте слово, которое он опять употребил — праус: «Скажите дочери Сиона: “Се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной”» (Мф. 21:5).

Кротость имеет элемент смирения. В Иак. 1:21 слово праус Российское Библейское Общество переводит как «смирение»: «примите со смирением насаждаемое слово, которое имеет силу спасти ваши души». Вайн отмечает, что «кротко только смиренное сердце». По определению Маккорда, кротость — это «тихая, мягкая скромность».

Под словом праус Иисус имел в виду такие качества, как мягкость и смирение, — но это еще не полное понимание данного слова. В праус также просматривается уживчивость, покладистость, уступчивость. Человек с такими качествами готов покориться Господу. Вайн отмечает: «Выражения со словом праус в первую очередь и главным образом имеют направление к Богу. Это такой дух, при котором все, что Он делает с нами, мы воспринимаем как добро и потому без оговорок и сопротивления; такой дух… не спорит с Богом… не борется и не противится Ему». В словаре греческого языка сказано: «В Мф. 5:5 кроткие, которым обещано наследие, это те, кто признаёт великую и милостивую волю Божью».

Ранее мы подчеркивали логическую последовательность заповедей блаженства. Человек осознает, что он — ничто (первая заповедь), а Бог — всё. Он оплакивает свое духовное состояние (вторая заповедь), и это заставляет его покаяться и обратиться к Богу. Затем его духовная нищета и глубокая печаль производят в нем мягкий, кроткий, уступчивый дух (третья заповедь), который без оговорок принимает Божью волю.

Такой покладистый по отношению к Богу дух также благотворно влияет на наши отношения с другими людьми. Павел учил Тита, что ему следует напоминать христианам «быть несварливыми, но тихими, и проявлять всякую кротость [форма праус] ко всем людям» (Тит. 3:1, 2). Кроткий христианин не настаивает на своем. Он учитывает нужды и чувства других.

Какое тогда можно дать определение кротости, о которой говорится в Мф. 5:5? Это смиренный дух, покорный Божьей воле и добрый по отношению к другим людям.

-2

ЧЕМ КРОТОСТЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

Рассмотрев, чем праус является, мы готовы сделать некоторые выводы о том, чем праус не является.

Во-первых, теперь нам ясно, что праус — это не слабость. Люди порой испытывают сомнения относительно слова «кроткий». В их понимании кроткий — это человек робкий, боящийся постоять за себя, позволяющий людям дурно обращаться с собой и злоупотреблять своей мягкостью и добротой. Как бы там ни было, большинству мягкий человек кажется полной противоположностью человеку сильному.

Однако не забывайте, что слово праус греки употребляли, говоря об укрощении животных. Когда я думаю об укрощении животных, я представляю себе, как объезжают лошадь, чтобы на ней можно было ездить верхом. Объезженная лошадь не теряет своей силы. Однако ее сила становится контролируемой. О кротости в Мф. 5:5 можно сказать, что это «сила под контролем». Что же касается наших отношений с Господом, то праус можно определить как «силу, сдерживаемую благоговением».

Во-вторых, праус — это не терпимость ко всему, даже к неправильному и безнравственному. Некоторые люди считаются кроткими, потому что никогда никому не возражают. Они всеми силами стараются избегать всяких неприятностей. Да, кротость в Мф. 5:5 — это характеристика человека, стремящегося к миру (см. ст. 9), но это не значит, что он снисходителен ко злу. Нежелание противостоять греху и заблуждению не есть кротость. По словам Мартина Ллойд-Джонса, это просто «мягкотелость».

В-третьих, праус не является «природным» свойством характера. Правда, некоторые люди действительно от природы обладают некоторыми чертами, которые можно назвать кротостью и мягкостью. Их еще иногда называют «нераздражительными». Но это не то, что имел в виду Иисус, употребив слово праус. Иисус говорил о качестве, которое нужно развивать в себе каждому христианину независимо от того, имеет ли он (или она) к этому «природную склонность». Он говорил о качестве, которое не появится без помощи свыше. В Гал. 5:22, 23 Павел пишет о «плоде Духа». В перечне Павла имеется и «кротость» (ст. 23). Мы становимся кроткими в библейском смысле, только когда подчиняем себя Господу и позволяем Его Духу работать в нас.

ПРИМЕРЫ

Теперь вы видите, что праус — довольно сложное слово. Возможно, мы лучше поймем его, если рассмотрим библейские примеры. В Писаниях их много, но мы остановимся на двух, одном из Ветхого Завета и одном из Нового. Во многих проповедях о кротости больше всего времени уделяется библейским примерам (Моисею, Христу и другим). Среди других примеров можно назвать Иеремию, Давида, Петра, Стефана и Павла.

В Ветхом Завете, в Чис. 12:3, мы читаем: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». В греческом переводе Ветхого Завета для характеристики Моисея в этом тексте употреблена форма слова праус.

Вспомните, что вам известно о Моисее. Он был «кротчайший из всех людей на земле», но был ли он слабым? Смог бы слабый человек вывести от двух до трех миллионов человек из Египта? Моисей был кротким и мягким, но я помню случаи, когда у него были приступы ярости. Моисей убил египетского надсмотрщика, разбил первый набор каменных скрижалей и ударил скалу, вместо того чтобы сказать ей. Сомневаюсь, чтобы кротость была природным свойством его характера. Тем не менее, он имел те качества, о которых мы говорим. Свой дух он покорил Божьему духу, и это повлияло на то, как он обращался с другими. Он не был ни мягким, ни кротким, когда нужно было дать отпор неповиновению Богу, но все равно его отличительной чертой было смирение.

Достаточно привести две иллюстрации из жизни Моисея. В Чис. 11 к Моисею прибежал молодой человек с сообщением, что в стане пророчествуют два человека (ст. 26, 27). Гордый вождь мог бы возмутиться: «Кто им позволил?» Иисус Навин сказал: «Господин мой Моисей! Запрети им» (ст. 28). Моисей смиренно ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, потому что Господь послал Духа Своего на них!» (ст. 29).

В главе 12 (глава, в которой мы читаем о смирении/кротости Моисея) Мариамь и Аарон резко отозвались о своем брате (ст. 1, 2). Господь сделал им выговор (ст. 4-9) и наказал Мариамь, которая, очевидно, была инициатором этой критики (ст. 10). Обратите внимание, что в Чис. 12:1 Мариамь упоминается первой. Аарон обычно был ведомым. Если бы я был Моисеем, то сказал бы: «Поделом ей». А он стал молиться о своей сестре: «Боже, исцели ее!» (ст. 13). Неудивительно, что Моисей был таким великим вождем.

В Новом Завете мы находим величайший пример кротости на все времена — пример Иисуса Христа. Ранее мы уже читали Мф. 21:5, где Мессия назван кротким (праус). Во 2 Кор. 10:1 Павел писал братьям: «…убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым». Сам Христос сказал о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Разве Иисус был слабым? Вспомните эпизод с менялами денег в храме, разбегавшимися от Него во все стороны (Ин. 2:13-17). Разве Иисус был терпимым ко злу? Разве Он любой ценой избегал неприятностей? Вспомните Его резкое осуждение фарисеев в Мф. 23.

Почему же тогда об Иисусе говорится, что Он был кротким? Он Свою волю всецело покорил воле Отца (Ин. 6:38; см. Мф. 26:39). Он полностью отказался от божественных прав и привилегий и сделался слугой Богу и всем людям (Фил. 2:5-8). Он заботился не о Себе, а о других (см. Мф. 20:28). Поэтому Он был кроток с погибшими. Его знали как «друга… грешникам» (Мф. 11:19).

Поразительный пример кротости и великодушия Иисуса приведен в Ин. 8:1-11. В некоторых древнейших рукописях этот отрывок отсутствует, что отмечено в некоторых современных версиях Библии в сносках. Однако большинство экспертов сходятся на том, что этот случай, скорее всего, произошел именно так, как описан. Книжники и фарисеи, попытались уловить Иисуса, приведя к нему женщину, взятую в прелюбодеянии. После того как им это не удалось и обвинители женщины ушли, Иисус спросил ее: «Никто не осудил тебя?» Она ответила: «Никто, Господи». Тогда Иисус мягко сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (ст. 10, 11). Иисус был сильным, но сила Его была контролируемой. Она сдерживалась благоговением перед Богом и любовью к людям. Вот каков смысл кротости в Мф. 5:5.

Кротость, гордость и смирение | С Богом по жизни | Дзен
Level.Travel | Поиск туров по всем туроператорам онлайн, купить горящие туры с вылетом из России, подбор тура

Реклама. ООО «Левел Тревел». ИНН 7716697924

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц