Найти в Дзене
С Богом по жизни

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.4): СХВАТКА ПО ПОВОДУ ЛИЦЕМЕРИЯ

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.1): СТЫЧКА ПО ПОВОДУ ВОСКРЕСЕНИЯ

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.2): СТОЛКНОВЕНИЕ ПО ПОВОДУ ЗАПОВЕДИ

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.3): КОНФРОНТАЦИЯ ПО ВОПРОСУ О МЕССИИ

Пока Иисус и Его враги обменивались словесными ударами, народу прибавилось (см. Мк. 12:37). Христос еще не закончил поединок, как возникла еще одна задача, требовавшая решения. Неприятная, но необходимая. С Его уст сошло суровое осуждение фарисеев. Эта секта много лет не давала Ему покоя, но не следует думать, будто у Господа не было более высокой цели, чем дать выход Своему гневу и раздражению. Вот несколько возможных причин, почему Иисус говорил так резко:

(1) Зло нужно обнажать. Псалмопевец говорил: “Любящие Господа! Ненавидьте зло!” (Пс. 96:10; см. Ам. 5:15). Перед тем Христос уже очистил храм кнутом; теперь Он делал это словами.

(2) Попавшим под влияние фарисеев нужно было увидеть их истинное лицо. Поэтому Он обратился как ко всему народу (Мф. 23:1), так и к Своим ученикам в частности (Мф. 23:1; Лк. 20:45).

(3) Фарисеям нужно было покаяться. Он обратился также к самим фарисеям (Мф. 23:13), может быть, в надежде, что хоть некоторые из них будут потрясены до глубины души. В Писании сказано: “Обличай мудрого, и он возлюбит тебя” (Прит. 9:8). Совсем недавно Иисус встретил фарисея, который был “недалеко... от Царства Божьего” (Мк. 12:34); возможно, среди присутствовавших были и другие с честными сердцами.

Большинство авторов изображает Христа, призывающего “горе” на книжников и фарисеев в Мф. 23, с горящими глазами и указующим перстом, но разве не ощущается боль в Его заключительных словах? “Иерусалим, Иерусалим...” (ст. 37-39). Дэвид Смит считает, что глава 23 Евангелия от Матфея...

«...это крик сострадания; и мы не поймем ни духа, ни цели [этого крика], если не уловим ноту жалости, дрожащую в суровых фразах. Это воистину последний призыв Спасителя к Своим закоснелым врагам, рисующий их вину и предвещающий неминуемое возмездие в надежде, что они все же покаются».

В глазах Господа мало какие грехи были страшнее греха лицемерия. Словом “лицемер” (“лицедей”), по-гречески гипокритес, греки называли сценического актера. Со временем оно стало обозначать того, кто притворяется, напускает на себя вид, не соответствующий действительности. Отметьте слово “притворяется”. Порой все мы говорим одно, а делаем другое — но непоследовательность как таковая не является притворством, лицемерием. Лицемер — не тот, кто знает, какой образ жизни нужно вести, но это ему не вполне удается; все мы такие (Рим. 3:23). Лицемер — тот, кто намеренно старается ввести других в заблуждение относительно своего духовного состояния. Лицемерная жизнь — это продукт лицемерного сердца.

В таком случае как можно наверняка знать, лицемерит человек или просто поддается слабостям, которые мучают всех нас? Нам — никак. А Иисус знал, потому Он знал сердца людей (Ин. 2:25). Мы же с вами не можем заглянуть в сердца других. Поэтому давайте не будем торопиться навешивать на другого ярлык “лицемер”. Единственное сердце, которое знаю я, — это мое сердце; единственное сердце, которое знаете вы, — это ваше сердце (1 Кор. 2:11). Поэтому, изучая лицемерие фарисеев, не будем относить этот текст к другим. Пусть лучше каждый исследует свое собственное сердце и посмотрит, нет ли в нем каких-либо признаков лицемерия.

Осуждая лицемерие фарисеев, Христос сказал, что они примут “большее осуждение” (Мф. 23:14; Мк. 12:40) и назвал их “сынами геенны” (Мф. 23:15). Ближе к концу Своей речи Он сказал: “Змеи, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну?” (Мф. 23:33). Если ученики все еще переживали из-за того, что фарисеи оскорбились (Мф. 15:12), тогда слова Иисуса, обращенные к ним теперь, наверное, вообще вызвали у них, мягко говоря, расстройство желудка.

Повторяю: не следует делать вывод, будто суровость Христовых слов указывает на то, что Его целью было только воздать Своим врагам. Завершающий плач Иисуса (Мф. 23:37-39) говорит о желании, даже горячем стремлении проявить милосердие.

Возможно, это была последняя речь Христа перед народом, во всяком случае — одна из последних. “Они это заслужили, но Иисус наверняка знал, что этим Он подписывал Себе смертный приговор. Помилования отныне ждать не приходилось”. Его враги покинули поле брани “окровавленными” и побитыми, но еще больше, чем прежде, укрепившимися в решении убить Его.

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.1): СТЫЧКА ПО ПОВОДУ ВОСКРЕСЕНИЯ

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.2): СТОЛКНОВЕНИЕ ПО ПОВОДУ ЗАПОВЕДИ

КОНФЛИКТЫ С ИИСУСОМ (ч.3): КОНФРОНТАЦИЯ ПО ВОПРОСУ О МЕССИИ