Найти тему
С Богом по жизни

ДУХОВНО НУЖДАЮЩИЕСЯ (ч.1): “БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ...”

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Представьте, что вам дали листок бумаги и попросили написать, чего вы по-настоящему хотите от жизни. Что бы вы написали? Наверное, составили бы список из множества вещей; но для многих самое желанное — это счастье.

В погоне за счастьем мир готов на любые крайности. Никто, наверное, не испробовал столько способов достижения счастья, как царь Соломон. Он искал счастье в мирской мудрости. К какому же выводу он пришел?

«…“Вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания”. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:16-18).

Соломон экспериментировал со всеми мыслимыми развлечениями, включая вино, женщин и песни (Еккл. 2:1, 8). Он так разбогател, что в его дни «серебро… считалось ни за что» (3 Цар. 10:21). Когда он садился обедать, к его столу подавали волов, овец, оленей, серн, сайгаков и откормленных птиц (3 Цар. 4:22, 23). Он не отказывал себе ни в чем, что могло, как он думал, доставить ему удовольствие (Еккл. 2:10). И какой урок он извлек из всего этого? «…Вот, все — суета и томление духа» (ст. 11). На неверной дороге счастье не найти. Оно всегда будет ускользать от тех, кто не готов заплатить за него.

Изучая Мф. 5:3-12 мы найдем Божий секрет истинного счастья. Как сказал один проповедник, «гарантированного счастья». Эти стихи называют «заповедями блаженства» по первому слову, с которого начинается каждый из них.

Словом «блаженный» переведено греческое слово макариос, основное значение которого — «благословленный, счастливый». Не будет ошибкой вместо «блаженный» переводить «счастливый», как в Российском Библейском Обществе и Слове Жизни).

Однако нам не следует понимать слова «счастливый» и «счастье» так, как их понимает мир. Для мирского счастья необходимо наличие внешних обстоятельств — случая, удачи («повезло!»). Этимологический словарь толкует «счастье» как «хорошая часть, доля». В Новом Завете, однако, макариос обычно означает «особую радость от причастности к Божьему царству» (Бромили). Один английский перевод так дополняет первую часть стиха 3: «Блаженны (счастливы, достойны зависти, духовно благополучны — жизнерадостные и находящие удовлетворение в Божьей милости и спасении независимо от внешних обстоятельств) нищие духом». Макариос — слово, обозначающее истинное счастье, глубокое счастье, бесконечное счастье. Позвольте повторить: на него не влияют внешние обстоятельства; оно идет изнутри. Мне нравится называть его «счастье-плюс».

Одни насчитывают семь условий (заповедей блаженства), другие — девять. Данный урок посвящен первому из этих условий.

«БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ…»

Многие из нас так хорошо знают Нагорную проповедь, что даже представить себе не могут, какой эффект она должна была произвести на тех, кто впервые услышал ее. Наставления Иисуса были настолько революционными, что после каждой фразы Ему, наверное, приходилось делать паузу, чтобы собравшиеся утихли и Он мог продолжать. Почти каждое учение Христа противоречило мирской мудрости и иудейскому мышлению. Первая заповедь блаженства — тому пример: «Блаженны [счастливы] нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». В плане мирской мудрости это противоречит тому, что считается необходимым для «продвижения вперед» и «создания себе имени». В плане иудейского мышления это противоречило традиции. Иудеи были гордым народом и гордились тем, что были гордыми. Для всех этих людей — и для нас с вами — Иисус сказал: «Блаженны нищие духом».

ЧТО НЕ ОЗНАЧАЕТ «НИЩИЕ ДУХОМ»

Что подразумевал Иисус под словами «нищие духом»? Прежде всего следует отметить, что Иисус не говорил: «Блаженны нищие кошельком». Это правда, что бедные в материальном отношении могут быть бедны и духом (1 Кор. 1:26-29 и 1 Тим. 6:9), но можно также быть нищим и все равно иметь гордый, надменный дух. Кроме того, есть люди, благословленные материально, которые настолько смиренны и так уповают на Бога, как это вообще возможно. Дело не в деньгах. Бог не осуждает богатство или благословляет бедность автоматически.

Можно также добавить, что Иисус не говорил: «Блаженны принижающие себя». Не так легко увидеть разницу между тем, когда человек «нищ духом» и когда он «принижает себя». Некоторые приведенные в дальнейшем цитаты показывают, что вдохновенные авторы ни во что себя не ставили. Нужно понимать, что в сравнении со святым Богом мы ничтожны, но в глазах любящего Бога мы имеем огромную ценность. Некоторые думают, что они нищие духом, потому что не любят себя, более того: относятся к себе с презрением. Так не годится думать о себе чаду Царя. Библия учит, что в Божьих глазах ценна каждая душа (Мф. 16:26).

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «НИЩИЕ ДУХОМ»

Что же тогда означает выражение «нищие духом»? Слово «нищие» в нем — птохос. Птохос означает не просто бедный, а очень сильно нуждающийся, бедствующий, лишенный вообще всего. Это слово произошло от слова со значением «съеживаться от страха» (Вайн и др.). Его значение — «крайняя нищета, заставляющая человека просить милостыню» (Бромили). Это слово употреблено по отношению к просившему милостыню Лазарю: «Был также некоторый нищий по имени Лазарь, который лежал у ворот [богача] в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16:20, 21). Во многих странах существует три класса людей: богатые, бедные и большая прослойка, называемая «средний класс», к которому относится большинство из нас. В библейские времена было, в основном, два класса людей: бедные и богатые, «имущие» и «неимущие». Это по-прежнему можно сказать о многих странах мира и в наше время.

В нашем тексте птохос означает не тех, кто имеет мало, а кто не имеет ничего. Это вызывает в памяти образ нищего, лежащего у дороги, — нищего, полностью зависящего от милости других, нищего, который знает, что не имеет ничего и умрет, если никто не сжалится над ним! Мы с вами должны стать духовно нищими, если хотим увидеть царство небесное. Мы должны признать, что мы духовно нуждаемся. Иисус, по сути, сказал: «Блаженны те, кто, оценивая свои моральные и религиозные способности, знает, что они нищие и в духовном смысле находятся в отчаянном положении». В Современном Переводе читаем такой перевод: «Блаженны осознающие духовную потребность…»

Для Бога всегда желанны и удостаиваются похвалы такие, кто осознает свою духовную нужду. Давид писал: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Читая этот стих, мы можем подумать: «Но ведь в Ветхом Завете Бог заповедал совершать жертвоприношения». Для освящения храма Соломон принес в жертву 120 000 овец и 22 000 быков, и это кроме других животных, «которых невозможно исчислить и определить» (3 Цар. 8:5; ст. 63). Бог ответил тем, что послал облако славы, которое наполнило храм (ст. 10). Почему же тогда Давид говорит, что «жертва Богу — дух сокрушенный»? Потому что Господь принимал кровавые жертвы, только если они приносились поклонниками, имеющими сокрушенный дух и смиренное сердце.

Именно такой дух, желанный для Бога, демонстрировал Исаия. Увидев Всевышнего и Святого, он увидел свое ничтожество и воскликнул: «Горе мне! ...Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами…» (Ис. 6:5). Позже он сказал, что «вся праведность наша — как запачканная одежда» (64:6). Если подумать, что я могу предложить моему непорочному Господу, то я, как Исаия, должен сказать: «Горе мне!»

Хороший пример того, что значит быть «нищим духом», находится в притче о фарисее и мытаре (Лк. 18:9-14). Фарисей был уверен в собственном нравственном превосходстве. Он не видел в себе никаких духовных недостатков и не испытывал никакой необходимости в помощи свыше. А мытарь был нищ духом. Он понимал, что он грешник и отчаянно нуждается в Божьей милости. Он молился: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (ст. 13). И Иисус делает вывод: «Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот» (ст. 14; Славянское Евангельское Общество; см. Восстановительный Перевод, Российское Библейское Общество, Современный Перевод). Нет никакого указания на то, что фарисей неточно перечислил свои добродетели, но он был осужден — за свою гордыню. Человек может быть морально устойчивым, честным в ведении дел и щедрым на пожертвования и все же быть отвергнутым Богом, если он не «нищий духом».

Святой Дух | С Богом по жизни | Дзен