Найти тему
С Богом по жизни

СЛЕЗЫ В СОСУДЕ (ч.1): “БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ...”

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Каждая заповедь блаженства в Мф. 5 начинается со слова «блаженны», которое можно перевести как «счастливы», если только слово «счастливый» мы понимаем не так, как понимает его мир. В восьми изречениях Мф. 5:3-12 мы имеем Божий рецепт истинного счастья, не зависящего от внешних обстоятельств.

Каждая заповедь блаженства противоположна тому, во что верит мир. Павел писал, что «немудрое Божие премудрее людей» (1 Кор. 1:25). То, что мирскому разуму кажется глупым, — например заповеди блаженства — на самом деле является квинтэссенцией божественной мудрости. Кто воспринял эти заповеди и все, что они заключают в себе, могут свидетельствовать, что они действительно дают им счастье-плюс.

Мы рассмотрим вторую заповедь блаженства: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Эта заповедь явно противоречит человеческой мудрости. Если мы слово «блаженны» заменим словом «счастливы», то получится вообще полная несуразица: «счастливы плачущие». Человеческая мудрость не видит никакой ценности в плаче и печали. Мало кто любит плакать. Мы платим юмористам, чтобы они смешили нас. Большинство согласны с мнением поэтессы Эллы Уилер Уилкокс:

«Засмейтесь, и мир будет смеяться вместе с вами;
Заплачьте, и вы будете плакать в одиночестве,
Ибо печальной старой земле приходится брать веселье взаймы,
А проблем у нее хватает своих».

И все же Иисус сказал: «Блаженны плачущие». «Плачущие» — от пентео, что означает «плакать о чем-то, оплакивать» (Вайн и др.). Это «одно из выразительнейших слов для обозначения плача в древнегреческом языке, передающее самое острое горе» (Толл). Его «обычно употребляли, когда говорили об оплакивании умершего» (Бромили). В греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) это слово встречается в описании плача Иакова, когда он думал, что Иосиф умер (см. Быт. 37:34). Оно также употреблено в описании плача Давида над умершим сыном Авессаломом (см. 2 Цар. 19:2).

Какая может быть связь между интенсивным оплакиванием и истинным счастьем? Я надеюсь, что еще до конца этих двух уроков вы увидите небесную мудрость в этом изречении Иисуса и то, как заложенные в нем принципы могут способствовать и вашему счастью.

ПЛАЧУЩИЕ, КОТОРЫЕ НЕ УТЕШАТСЯ

Мы начнем с отрицания: что Иисус НЕ говорил. Во-первых, Иисус не имел в виду благословлять людей только лишь потому, что они рыдают. В самом акте плача нет какой-то особой добродетели. Библия часто подчеркивает, что Бог хочет, чтобы Его народ был счастлив. В Прит. 17:22 мы читаем: «Веселое сердце благотворно, как врачество». А Павел писал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4).

Кроме того, Библия четко учит, что некоторые плачущие не утешатся. Например, Павел сказал, что «печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10). Это плач, вызванный последствиями каких-то поступков человека, а не сокрушение по поводу самого поступка. Эту идею можно проиллюстрировать на примере студента, огорченного своими плохими отметками, которые он получил, потому что не учился. Иисус не обещал, что ленивые студенты, не сдавшие экзамены и поэтому «плачущие», будут благословлены и утешатся.

Примеров мирской печали о грехе множество. Возьмите пьяницу, который плачет оттого, что у него болит голова, что он потерял работу и семью, и все равно не меняет свой образ жизни. После предательства Иисуса Иуда раскаялся (Мф. 27:3), но не покаялся и не вернулся к Господу. Иисус сказал о нем: «…лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). При втором пришествии Господа нераскаявшиеся будут кричать горам и камням: «Падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Отк. 6:16). Но когда Господь вернется, будет слишком поздно искать утешения.

Другая группа плачущих, которые не получат утешения, это те религиозные люди, которые не желают принять Божье откровение в Новом Завете. Примером этому служат иудеи, собирающиеся возле западной стены в Иерусалиме, известной как «стена плача». Западная стена в центре Старого города в Иерусалиме — это часть западной поддерживающей стены Храмовой горы, которая сохранилась со времени разрушения храма в 70 г. Она стала самым священным местом для иудаизма из-за ее близости к западной стене святого святых храма. Это центр оплакивания разрушения храма и место молитвы о восстановлении прошлой славы Израиля. По особым случаям они хором повторяют такую молитву:

· Ведущий: О дворце, который лежит в запустении:
· Хор: Мы сидим в одиночестве и плачем.
· Ведущий: О дворце, который разрушен:
· Хор: Мы сидим в одиночестве и плачем.
· Ведущий: О стенах, которые пали:
· Хор: Мы сидим в одиночестве и плачем.
· Ведущий: О нашем величии, которое ушло:
· Хор: Мы сидим в одиночестве и плачем.
· Ведущий: О нашей великих мужах, лежащих в могилах:
· Хор: Мы сидим в одиночестве и плачем.
· Ведущий: О дорогих камнях, которые сгорели:
· Ответ: Мы сидим в одиночестве и плачем.

Иудеи плачут об утраченной славе Израиля и молятся о грядущем Мессии и Его царстве, но отказываются признать Иисуса обещанным Мессией. Их плач не будет благословлен.

В связи с плачущими, которые не принимают Божьего пути, мне вспоминается «скамья плача», о которой мне рассказывали христиане из других стран, и ее современный эквивалент, «молитва грешника». Обычно это была простая скамья в передней части помещения, в котором собиралась деноминация. Грешники становились возле нее на колени и молились Богу, чтобы Он простил и принял их. Плач был громким и долгим. Возле той скамьи поднимался великий плач и проливалось много слез, но не так велел Господь приходить к Нему. Когда Павел плакал над своими грехами и молился, Анания сказал ему: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16).

Давайте рассмотрим последнюю категорию плачущих, которые не будут благословлены, — группу, близкую к той, которую мы уже отметили: они плачут над своими грехами, но ничего не делают с ними.

«Один угонщик автомобилей, промышлявший южнее Сент-Луиса, подстреленный и парализованный, внезапно стал очень религиозным. Он молился, читал и зазывал к себе проповедников. Человеку тому посчастливилось поправиться, и он опять принялся за свой противозаконный бизнес» (Маккорд).

Плачущие неискренне не будут утешены. Иисус сказал: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). И еще: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36).

-2

ПЛАЧУЩИЕ, КОТОРЫЕ УТЕШАТСЯ

Теперь давайте перейдем к утверждению. А какие же плачущие утешатся? Сам стих не говорит, но из контекста можно понять, что Иисус имел в виду духовный плач, духовное переживание. Главная мысль Мф. 5:4 — это плач по поводу духовной нужды стиха 3.

«Религиозный деятель IV века Иоанн Златоуст в одном из своих сочинений писал, что заповеди блаженства, с которых Иисус начинает Нагорную проповедь, следуют одна за другой, “словно звенья в золотой цепи”… Иисус группирует заповеди не бессистемно, а в божественно логической последовательности. Каждая последующая заповедь строится на предыдущей» (Шуберт).

Джеймс Толл назвал плач в Мф. 5:4 «эмоциональным выражением нищеты духа». У нас есть пример этого эмоционального выражения в словах Павла в Рим. 7: «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» (ст. 24). Есть некое родство между таким плачем и «печалью ради Бога» во 2 Кор. 7. В стихе 10 говорится: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…»

Плач о своих грехах должен также побуждать нас плакать о грехе вообще — плакать о воздействии греха на мир, плакать о грехах в жизни других людей, из-за которых они попадут в ад. Примером может служить Иеремия, известный как «плачущий пророк». Он плакал, видя, как влияет грех на его народ (см. Иер. 9:1, 18; 13:17; 14:17). В книге Плач Иеремии он плакал, потому что Иерусалим был разрушен за грехи Израиля. «Праведный Лот» был «утомлен обращением между людьми неистово развратными» в Содоме и «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2:7, 8). Иисус окинул взором Иерусалим и сказал: «Иерусалим! Иерусалим!... Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк. 13:34). Глядя на непокорный город, Он «заплакал о нем» (19:41). Павел, думая о собратьях-иудеях, которые шли к погибели, произнес: «…великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:2, 3). Когда мы вот так будем плакать о погибших, это заставит нас идти к ним с евангелием (см. Рим. 1:14, 16).

В проповеди на равнине Иисус вначале озвучил эту заповедь блаженства в позитивном ключе: «Блаженны плачущие ныне, ибо возрадуетесь» (Лк. 6:21). А затем сказал о негативном: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25). В стихе 25 Иисус говорил не о смехе вообще, а о смехе над тем, что не должно нас забавить, особенно над чем-то греховным. В грехе нет ничего смешного!

Псалмы | С Богом по жизни | Дзен