После ужесточения санкций в отношении России аж в далёком 2014 году, возникли угрозы срывов намеченных планов в разных отраслях экономики, особенно пострадал производственный сектор.
После 1991 года практически в плоть до начала 2000-х, политика в области экономической безопасности велась по принципу «горе-реформатора» Егора Гайдара. По-Гайдаровски станкостроительные производства должны быть упразднены если не впишутся в рынок, а станки при необходимости купим за рубежом. Что в итоге привело нашу страну к потере экономического суверенитета. Позже предпринимались попытки улучшить ситуацию, но меры носили не системных характер, они не перекрывали ущерба Гайдаровского "реформирования". В целом, реальные стимулы двигаться в сторону экономического суверенитета появятся только с 2014 года, в связи с началом сильного санкционного давления на нашу страну.
Программа импортозамещения реализовывалась в относительно спокойном режиме до 24 февраля 2022 года. После начала СВО санкционное давление на Россиию возросло в десятки раз и стало понятно, что прежний подход к импортозамещению никуда не годиться. В том же году глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, в своём телеграмм канале написал о провале программы импортозамещения.
Сложилась ситуация, в которой большое количество малых, средних и крупных предприятий остались без сырья, запчастей и станков. С весны 2022 года наш Центр инжинирнга, начал активно работать по поиску аналогов с номенклатурой производств экспортёров Волгограской области. Далее стали также поступать в наш адрес запросы крупных предприятий таких как ПАО «Газпром». После двух недель активной работы стало понятно, что 99% запрашиваемых позиций импортозамещения, это продукты высокотехнологичных и наукоёмких производств, аналоги которых реально отсутствуют на территории нашего региона, да и страны в целом.
Проблема провала импортозамещения достаточно простая, долгие годы бизнес не хотел идти в высокотехнологичные и наукоёмкие производства в виду длительных сроков окупаемости, низкой скорости оборачиваемости капитала. Также много вопросов по рынку сбыта. По многим позициям внутренний рынок не обеспечивает рентабельный объём поглощения высокотех продукции, а это значит всё равно нужно идти на экспорт, который также попадает под санкционное давление.
На сегодняшний день наиболее актуален термин «Экономическая безопасность», но это не может отменить этап импортозамещения. К примеру газовые турбины Сименс, так необходимые Газпрому, являются результатом промышленной кооперации нескольких европейских предприятий, то есть это мощнейшая, скооперированная индустриальная инфраструктура. Чтобы произвести подобную продукцию, необходимо, опираясь на сбыт, импортозаместить её внутренним производством аналога, воссоздать производственную инфраструктуру из которой этот продукт выходит, технологию, и начать выпуск продукции. Далее целесообразно разрабатывать свою уникальную технологию и уникальную продукцию, как следующий шаг к экономическому суверенитету.
В итоге, Экономический суверенитет в производственной сфере - это импортозамещение собственным производством плюс развитие своих технологий.
В дальнейшем нам ещё предстоит разрабатывать механизмы развития Экономического суверенитета, т.к. до нас в подобных условиях никто ничего подобного не делал…