Найти тему
Шкатулка с историями

"Не учите меня жить, лучше помогите материально" - закричал король

Превратить унижение в политическую победу и триумф абсолютизма?

Наверно, только истинный тиран способен на это.

Истинный тиран, император Карл V
Истинный тиран, император Карл V

В Средние века, когда трава была зеленее, граждане зажиточней, а Испания разобщенней, средневековый кастильский парламент, Кортесы, обладал весьма широкими полномочиями. В принципе Кортесы даже издавали законы, временами оставляя короля не у дел.

Но чем более сильным становилось государство, чем больше росла роль армии и воружений, тем слабее пищал голос парламента. В последний раз Кортесы издали закон в 1480 году, в начале правления Изабеллы Кастильской.

Изабелла покончила с этим безобразием
Изабелла покончила с этим безобразием

С тех пор Кортесы могли лишь указывать Величествам на их высочайшие недоработки.

Однако, одна крайне важная привилегия оставалась за Кортесами - именно этот орган заведовал вопросами налогообложения.

И в 1538 году в Толедо императору Карлу V пришлось вступить с Кортесами в крайне неприятный конфликт. По поводу налогов, разумеется.

-3

Выступая перед почтенным собранием, Карл отчитался о своих свершениях за последние годы. Кои в лучшем случае можно было назвать неоднозначными.

Громкий успех в Тунисе против пирата Барбароссы. Затем - катастрофа в Провансе. Очередной конфликт с Францией, завершившийся шатким миром в Ницце. Османский флот, напугавший объединенные испано-венецианские силы при Превезе. С другой стороны - взятие турецкой крепости Кастельнуово в Черногории.

Несмотря на потраченные за несколько лет 6 миллионов дукатов, император считал, что все было не зря. И ввиду мира с Францией (редкий случай) , открылось окно возможностей - чтобы продолжить бодаться с султаном Сулейманом.

"Я чувствую не только желание, но и необходимость в этом мероприятии (атаке на Алжир), по сути оно имеет первостепенную важность для всех наших доминионов" - Карл в письме брату

Не корысти ради, а токмо ради борьбы с неверными пиратами! - патетически закончил Карл и перешел к главному. Предложению ввести новый налог ("сиса") с продажи продуктов питания. Карл хотел не только денег. Но и создать прецедент - ведь новый налог предполагалось собирать со ВСЕХ. Включая дворянство и духовенство, которые налоги формально не платили.

Но ведь ради святого дела надо раскошелиться! - закинул удочку Карл.

Короче, дайте деняк!
Короче, дайте деняк!

Премудрые аристократические акулы не заглотили наживку.

Кортесы в то время насчитывали 25 представителей духовенства, 95 представителей аристократии и 36 представителей крупных городов.

Не знаю, на что рассчитывал Карл... По факту оказалось, что не было в мире дела настолько святого, чтобы испанские дворянство и духовенство согласились платить налоги, как прочие граждане.

Ваше величество живет не по средствам! - такой ответ выдал лидер аристократической фракции, герцог Фриас.

"Ничто не может быть более противно Божьей воле, нашей чести и благу этих королевств, как этот новый налог"

Атмосфера была напряженная, и аристократия готовилась показать свое единство перед лицом императорской ФНС.

Как-то раз один из офицеров Карла, освобождая императору дорогу, резко оттолкнул мешающего ему герцога Инфантадо. Тот в ответ достал оружие и ранил офицера. Император Карл в свою очередь приказал арестовать Инфантадо.

-5

Но тут вмешался герцог Фриас, и как представитель кастильской высшей аристократии, заявил, что арест незаконен - и он освобождает Инфантадо. Чтобы придать вес этому заявлению, все гранды, находившиеся близ императора, покинули его, и перешли "в стан" Инфантадо.

Карлу пришлось отправляться на собрание кортесов в одиночестве.

К счастью, хладнокровие было одной из козырных карт императора. Каким бы возмутительным ни казалось ему поведение грандов, месть - это блюдо, которое подают холодным.

На следующий день Карл отправил в дом герцога письмо с извинениями и предложил самому выбрать наказание для своего "обидчика". Герцог Инфантадо понял, что накалять конфликт дальше - это выставить себя дураком. Герцог принял извинения, предложил никак не наказывать офицера и даже отправил ему денежный подарок в качестве компенсации за ранение.

Инцидент был исчерпан.

Однако вопрос о новом налоге остал не решен.

Наконец, Кортесы (большинство членов которых составляли лица, не являющиеся плательщиками налогов) вынесли решение.

Новый налог не будет введен. Более того Карлу было рекомендовано ближайшие годы не покидать Испанию и не предпринимать новых походов.

"Император поблагодарил их за добрые намерения, однако сказал, что его запрос касался не советов относительно будущего, а помощи в настоящий момент."

-6

Он приказал архиепископу распустить собрание, и закончил его следующими словами

" Господа! Я собрал Ваших сиятельств, чтобы доложить о горестях этих королевств, подразумевая, что это общие горести. И соответственно мне казалось, что и лекарство для исцеления должно быть общим. Но учитывая, как все обернулось, не смею больше удерживать Ваших сиятельств, вы можете отправляться по своим домам или куда ваша душа пожелает".

И это не было фигурой речи. Карл принял решение. Ссылаясь на печальный опыт Кортесов в Толедо, Карл заявил, что раз уж аристократия и духовенство не желают участвовать в жизни королевств и нести тяготы обеспечения безопасности, то пожалуй, им и нет смысла в принципе собираться и голосовать за налоги, которые будут платить другие. Поэтому с этих пор представители дворянства и духовенства не призывались более на Кортесы. Вообще.

Парламент отныне состоял из 36 представителей городов. И отныне Карлу стало гораздо проще делать им налоговые предложения, от которых они не могли отказаться. Именно так, дорогие друзья, и работает классическое "разделяй и властвуй".

Да, аристократия сохранила в целости свои кошельки. Однако, как класс, заплатила за это утратой какого-либо политического влияния.

Да, можно вспомнить герцога Альбу - занимавшего при императоре важнейшие посты. Но Альба во многом был исключением из правил, и в своих наставлениях, Карл советовал сыну Филиппу опасаться влияния Альбы и напоминал, что лично он отстранил грандов от управления государством. И это действительно так, все его советники, секретари и министры были людьми весьма скромного происхождения. В то время как герцоги частенько за пределы своих дворцов в провинции и не выезжали и вели жизнь праздную.

Филипп II следовал этому совету. А вот уже при Филиппе III произошел "аристократический реванш".