Согласно обзору ЕАБР, белорусский ВВП по итогам 2023 года составит 3,9%, в 2024 году банк прогнозирует для Беларуси 2% роста, а для России – 1,5%. О других итогах года прошедшего и прогнозах на последующие – колумнист Sputnik Николай Левчук.
Курс доллара в Беларуси завершил год падением. Это сигнал о том, что Нацбанк в Новом году будет продолжать сбалансированную монетарную политику, а также зеленый свет для нового интеграционного пакета на 2024-2026 годы, который Беларусь с Россией вот-вот утвердят.
Логистические цепочки
Как заявил посол России в Беларуси Борис Грызлов, от импортозамещения стороны перешли к созданию новой экономики Союзного государства. Подводя итоги года, он отметил, что практически завершена масштабная трехлетняя работа по реализации 28 союзных программ. Новый интеграционный пакет будет включать в себя 120 мероприятий гораздо более широкого спектра сотрудничества.
По словам главы российского диппредставительства, экономики России и Беларуси демонстрируют уверенный рост в 3,5% – и это в условиях санкций и на фоне явной просадки мировых рынков. Причем сегодня, в отличие от переломного 2022 года, речь идет вовсе не о минимизации ущерба, а о долгосрочном планировании с прицелом на развитие инновационных производств, реализацию масштабных прорывных проектов с мощной научной и технической базой.
Согласно обзору ЕАБР, белорусский ВВП в январе-ноябре вырос на 3,8%, а по итогам 2023 года составит 3,9%. Более половины прироста ВВП обеспечено за счет промышленности, объем производства в ней увеличился на 7,9% год к году по данным на ноябрь 2023 года после 8% роста за январь-октябрь. Рост объясняется и расширением внутреннего спроса. Оборот товаров в рознице за одиннадцать месяцев прибавил 8,2% в годовом выражении, инвестиции же увеличились на 13,9%.
В 2024 году ЕАБР прогнозирует для Беларуси 2% роста, а для России – 1,5%. Такое сокращение по отношению к 2023-му ЕАБР объясняет замедлением роста экономик после периода ускоренного восстановления. Но белорусские власти гораздо более оптимистичны, рассчитывая на рост 3,8% в 2024 году.
Важным условием роста в ЕАБР называют сохранение настроенных производственно-логистических цепочек и внутренняя экономическая политика государства, нацеленная на развитие производственного сектора. Подобная политика предполагает активизацию инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики.
Кстати, Всемирный банк был вынужден признать белорусский успех на фоне ошибочности своего прогноза, а МВФ еще в октябре считал, что рост белорусского ВВП составит всего 1,6%. Беларусь же на практике показала, что рецепты МВФ хороши тогда, когда их не применяют. Высокую адаптивность белорусской экономики пришлось признать даже скептикам.
Разумеется, она была бы невозможной без союзной взаимовыручки. Так, в Минске в 2024-м ожидают чистый прирост экспорта на 7,6%, в первую очередь, за счет поставок в Россию. В условиях западных санкций единая промышленная политика Союзного государства нацелена на эффективное импортозамещение.
Инфляционный навес
На 12 программ импортозамещения в машиностроении, электронике и АПК Россия выделила Беларуси кредит в размере 105 млрд российских рублей. Результат не заставил себя ждать. По данным, которые привел премьер-министр Беларуси Роман Головченко, за 11 месяцев прошлого года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 14 % к аналогичному периоду прошлого года. Во внешней торговле сохраняется сбалансированность: положительное сальдо – около $700 млн.
В прогнозе ЕАБР по Беларуси отмечается, что сохранение стимулирующей монетарной и бюджетной политики продолжит поддерживать внутренний спрос. Это обеспечит поддержку импорту, динамика которого будет опережать экспорт.
Вместе с тем, экспорт может ослабнуть в 2024 году на фоне прогнозируемого снижения роста ВВП России, ослабления ценовых преимуществ на российском рынке из-за укрепления белорусского рубля к российскому и достигнутого в сентябре 2023 года рекордного за десять лет уровня загрузки мощностей в промышленности.
Базовый сценарий прогноза ЕАБР основывается на предположении об отсутствии новых значимых ограничений на прогнозном горизонте. В 2025–2026 гг. предполагается коррекционное снижение темпов экономического роста. Замедление динамики ВВП в среднесрочной перспективе позволит вернуть его к траектории сбалансированного роста после перегрева в 2023–2024 гг. Рост потенциального ВВП Беларуси ограничивается 1–1,5% в год из-за неблагоприятных демографических трендов и действия введенных ограничений на доступ к технологиям.
Влияние фактора внешнего спроса на экономический рост в Беларуси может сократиться на фоне замедления темпов экономического роста в России и расширения в ней действия политики импортозамещения. Инфляция, по прогнозу ЕАБР, ускорится до 8% в 2024 году против установленных Указом президента Беларуси 6%, на которые рассчитывают белорусские власти.
Корректировка предложения под высокий уровень совокупного спроса сопровождается увеличением издержек. Их перенос в потребительские цены будет растянутым во времени благодаря политике ценового регулирования. Прогнозируемое ослабление белорусского рубля к российскому и повышенная инфляция в России также будут оказывать проинфляционное влияние на белорусский рынок.
Инфляция будет замедляться в 2025–2026 гг. по мере ослабления ценового давления со стороны внутреннего спроса и российского рынка, но может остаться повышенной за счет реализации накопленного инфляционного навеса.
Инвестиционная активность
По мнению аналитиков ЕАБР, частично рост белорусской экономики носит восстановительный характер после спада на 4,7% в 2022 году и поддержан выстраиванием альтернативных логистических цепочек, переориентацией на новые рынки и усилением спроса в России. Значимое влияние на расширение выпуска оказала стимулирующая внутренняя экономическая политика – смягчение условий кредитования и рост бюджетных расходов.
Существенный вклад в прирост ВВП (1,1 п.п. в январе – октябре 2023 г.) обеспечен расширением оптовой и розничной торговли на 13,2 и 7,6% г/г соответственно. После спада в 2021–2022 гг. увеличилась на 12,4% г/г добавленная стоимость строительства, обеспечив вклад в прирост ВВП на уровне 0,5 п.п. Сдерживающее воздействие на динамику ВВП в январе – октябре оказали сельское хозяйство, транспортная деятельность (минус 0,1 п.п.) и сектор информации и связи (минус 1 п.п.).
На сельском хозяйстве негативно отразилось снижение урожая зерновых культур на 10,8% г/г. В транспортном секторе сохраняется спад грузоперевозок под влиянием внешних ограничений. Сокращение в секторе информации и связи объясняется введенными ограничениями со стороны стран ЕС и США и релокацией части белорусских компаний и специалистов данного сектора.
Риском для экономики Беларуси остается возможное замедление роста в России. В рисковом сценарии оно не позволит обеспечивать рост экономики Беларуси за счет экспорта. Сокращение валютной выручки – как в силу снижения физических объемов поставок, так и вследствие ухудшения условий торговли из-за снижения курса российского рубля к мировым валютам – существенно ограничит возможности для поддержания роста внутреннего спроса.
Риск разрывов логистических цепочек и новых серьезных ограничений в отношении Беларуси также сохраняет актуальность. Реализация этих угроз может привести к ужесточению внутренней экономической политики, значимому ослаблению белорусского рубля, ускорению инфляции и торможению экономики.
Положительным моментом, по мнению аналитиков ЕАБР, остается высокая адаптивность экономики Беларуси, которая будет способствовать ограничению негативных последствий в случае неблагоприятного развития событий. Оптимистичным сценарием для белорусской экономики является более высокий, чем прогнозируется в базовом сценарии, рост ВВП России и полное восстановление экспорта калийных удобрений и нефтепродуктов.
Как видим, в любом из сценариев белорусская экономика рассматривается в связке с российской.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!