Константин Терентьевич Серов родился в посёлке Фроловского рудника (теперь город Краснотурьинск) в семье рудокопа Терентия Семёновича Серова. Его отец рано ушёл из жизни, в возрасте 33 лет, и вдова осталась одна с пятью детьми. Ей и старшим детям пришлось пойти работать на рудник. Когда маленький Костя подрос, его по завету покойного отца отправили в народную школу. Затем мальчик был принят на бесплатное обучение в Турьинское горное училище, которое он успешно окончил в 1902 году.
Будучи взрослым, Константин женился на дочери шахтёра Любови Фроловне Платоновой, и в 1906 году у них родилась дочь Ксения. В 1909 году Серова назначили штейгером на Северопесчанский железный рудник. Семья поселилась в посёлке Воронцовке. Рабочие рудника помогли Константину построить небольшой, крепкий и тёплый дом, окна которого выходили на реку Песчанку. В 1910 году в доме родился сын Анатолий, а через 2 года – второй сын Евгений. 30 апреля 1912 года Константин Серов получил от Уральского горного управления в Екатеринбурге свидетельство на право заведывания открытыми работами, каменоломнями и прочими объектами.
Когда началась Первая мировая война, заводы и рудники Богословского горного округа перевели на военное положение. Константин Серов получил назначение на вновь открываемый Покровский железный рудник. В сентябре 1914 года семья Серовых переехала в Покровку (теперь посёлок Покровск-Уральский) в 65 км на север по узкоколейной дороге от Турьинских рудников. Покровский рудник располагался среди лесистых холмов, к которых хорошо были видны горные вершины Золотой Камень и Кумба. В Покровке у Серовых родилась дочь Агния. Сын Толя нередко приходил к отцу на работу и вместе они ходили на каменоломни, где мальчик сам мастерил себе самодельные инструменты маленьким топориком, подаренным отцом. Иногда отец брал сына с собой на рыбалку и потом Толя взволнованно рассказывал сестре и брату, как он помогал отцу вынимать рыбу из «морд» и какая замечательная эта рыба хариус. Константин Серов развивал в сыне любознательность и стремление к поискам и достижениям.
В августе 1918 года Серова назначили заведующим Богословскими каменоломнями. Семья Серовых поселилась в посёлке вблизи каменоломни и стекольного завода, который стоял на борту известнякового карьера и выпускал стеклянную посуду для химического производства. Дом Серовых стоял на Стекольной улице на правом берегу реки Турьи, у впадения в неё речки Антипки. Из окон домика открывался вид на речной простор, зелёные берега, покатые сопки и лес. От дома до самой реки тянулся огород с небольшим садом и банькой. Младший сын Серова Женя был худеньким и подвижным, а старший Толя был неуклюжим и страдал от избыточного веса. Отец приучил сыновей к ежедневной гимнастике, и мальчишки росли здоровыми и выносливыми.
Осенью 1918 года в Богословск вошёл отряд белогвардейских войск. Начались расправы над рабочими. Угрожая расстрелом, представители белого командования потребовали у Константина Серова выдать им динамит для подрыва моста через Какву. Под разными предлогами Серов оттягивал выполнение приказа, пока в июле 1919 года в Богословске не восстановилась власть Советов. Гражданская война нашла своё отражение в детских играх того времени. Ребята со Стекольной улицы «воевали» с ребятами с Пензенской улицы (теперь улица Республики), и все хотели быть красноармейцами, и никто не желал быть «беляками». Приходилось меняться ролями по очереди.
В 1920 году в семье Серовых родилась девочка, которую назвали Надеждой. Константин Серов был красивым, высоким, с развитой мускулатурой молодым человеком. Он превосходно знал родной край и мог часами рассказывать о нём сыновьям, не утомляя их. Он был охотником, и мальчишки мечтали о настоящей охоте. Отец научил сыновей мастерить самодельные ружья-пистонки, луки, стрелы, метко целиться в подвижную и неподвижную мишень, чувствовать себя в лесу как дома. Константин Серов водил ребят к берегам Каквы, рассказывая, как он разведывал золото, как работал на обогатительной фабрике, как ночевал зимой в лесу, выкладывая с товарищами «нодью» – костёр из сложенных брёвен. Дети гордились отцом и учились у него всему.
Многие жители Богословска, в том числе и Серовы, разводили у себя в огороде табак (махорку). Летом Толя с приятелями часто пробирались на конный двор, где отдыхали рабочие лошади, и уговаривали конюха, дать им искупать лошадей в Турье. За это конюх получал от ребят махорку. Как только мальчишки выезжали с посёлка, они ударяли пятками в бока лошадей, кричали, присвистывали, и кони во весь дух мчались 5-6 км до Илимки (река Лимка). Ребята въезжали верхом прямо в речку, прыгали с коней в прохладную воду, ныряли и с криками возились в ней. Затем, искупав лошадей, отдыхали на берегу.
Однажды в 1922 году в небе над Богословском, совсем низко, пролетел самолёт Фарман. Толя забрался на крышу сеновала и не спускал с него глаз. Мысленно он представлял себя на месте лётчика, набирал высоту, снижался, снова тянул вверх – летел всё дальше и дальше. Два дня Толя трудился над сооружением крыльев из старой ткани, которую натянул на собственноручно сделанную деревянную раму. Когда крылья были готовы, Толя забрался на крышу бани, взмахнул ими, устремился вперёд и… камнем свалился в огород, прямо в капустные грядки. Долго пролежал Толя с вывихнутой ногой в постели. Пока лежал, смастерил большого бумажного змея. А когда стало можно ходить и бегать, он вынес змея на улицу и запустил его. Он твёрдо решил стать лётчиком.
В Богословске был кинотеатр, и ребята очень любили туда ходить, но не всегда у них были деньги. Они придумали засветло пробираться на галерку, спускались по столбам вниз и прятались под скамьями. Как только в зрительном зале гасили свет, они быстренько выбирались оттуда и садились на свободные места.
1923 год стал волнительным для семьи Серовых. Сначала тифом заболел Толя, за ним Женя и младшие сестрёнки Агния и Надя. Затем слегла мама Любовь Фроловна, и только отец держался на ногах дольше всех, но тиф одолел и его. Из-за болезни Анатолий пропустил много занятий в школе и сильно отстал, но одноклассники помогли ему преодолеть отставание, и он успешно выдержал переходные экзамены в школу следующей ступени. 1 Мая в школе ученика четвёртого класса тринадцатилетнего Анатолия Серова торжественно приняли в пионеры.
Осенью Толя переехал к бабушке Пелагее Денисовне Платоновой в Турьинские рудники, чтобы посещать там школу-семилетку. В Богословск Толя уже не вернулся, так как в 1925 году его отцу предложили работу на Надеждинском металлургическом заводе, и вся семья Серовых переехала в Надеждинск.
Позже Анатолий Серов стал одним из самых популярных советских военных лётчиков 1930-х годов. Он трагически погиб в возрасте 29 лет, но светлая память о нём до сих пор хранится в городе Карпинске. Каждый день мимо дома по улице Республики, где жила семья Серовых, проезжают гости и жители города. Многие жители живут или работают на улице, которая носит имя нашего земляка.
Источник: Чалая З. А. Анатолий Серов. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1970
Вам может быть интересна также следующая статья