Найти тему
Лающая Рыба

г. Дефект и компенсация

Оглавление

Скучная, но очень важная статья, которая, возможно, ни на миллиметр не приблизит вас к вашей цели, но позволит ненадолго посмотреть на ваш путь с другого ракурса. Информация и литература, изложенные в статье, могут быть полезны для родителей, воспитывающих детей с другими отклонениями.

Рис 1. Один и тот же путь может выглядеть по-разному, если рассматривать его с разных сторон. И это далеко не все точки зрения, с которых можно рассматривать один и тот же путь. Да и сам путь может быть выстроен иначе. Здесь нет и не может быть универсальной дороги
Рис 1. Один и тот же путь может выглядеть по-разному, если рассматривать его с разных сторон. И это далеко не все точки зрения, с которых можно рассматривать один и тот же путь. Да и сам путь может быть выстроен иначе. Здесь нет и не может быть универсальной дороги

1. От дефекта к компенсации.

2. Что такое компенсация?

3. Компенсация и коррекция. В чем разница?

4. Фазы компенсаторных процессов.

5. Уровни компенсаторных процессов.

6. Факторы успешной компенсации.

7. Сверхкомпенсация.

8. Выводы.

9. Литература.

1. От дефекта к компенсации.

Мы знаем, что дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития: глухота, слепота, отсутствие органов, конечностей и другие отклонения. Эти аномалии вызывают вторичные отклонения, которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов: ощущении, восприятии, представлении и т.д.

Влияние дефекта двойственно: с одной стороны, он ослабляет организм, а с другой - служит стимулом к повышенному развитию других функций организма; он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения.

Любой дефект ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Например, компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет особенностей развития зрительного восприятия, обострения кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. Этот процесс в коррекционной педагогике называют компенсация. (Не путать с коррекцией!)

Рис 2. Одна система нарушена. Нарушение этой системы отражается на работе соседней системы. В интересах работы всего организма сохранные системы замещают нарушенные путем перестройки своей работы. Это и есть схематическое изображение компенсации.
Рис 2. Одна система нарушена. Нарушение этой системы отражается на работе соседней системы. В интересах работы всего организма сохранные системы замещают нарушенные путем перестройки своей работы. Это и есть схематическое изображение компенсации.

2. Что такое компенсация?

Компенсация функций - восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм. Если нет одной почки, вторая почка берет на себя функции обеих. Если не работают ноги, человек передвигается, используя руки. Если нет правой руки, человек будет использовать левую. В случае с ногами, с руками и с почками все видно. Психические функции не видно. Но и в этом случае работают компенсаторные механизмы.

Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования и перестройки сохранных и частично нарушенных функций.

Компенсация полностью утраченных функций достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Например утраченное зрение значительно компенсируется развитием осязательного восприятия с опорой на речь и мыслительную деятельность, что обеспечивает формирование адекватной картины мира. Человек не видит, но он может воспринять, познать объект путем ощупывания, путем речи и представить себе. При нарушениях развития, связанных с дефектами анализаторов, процесс компенсации осложняется отрицательным влиянием сенсорной депривации. Если говорить о глухом ребенке, это будет слуховая депривация (см статью 3.6, пункт 3). При длительном действии сенсорная депривация вызывает значительные изменения в деятельности нервных центров слухового анализатора (вплоть до дегенерации нервных клеток). На языке ненаучном это можно объяснить как отсутствие связи "слышу-говорю, а раз говорю-то слышу", что, в свою очередь запускает второе звено в структуре дефекта при глухоте (см статью В. Пункт 3.). Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет особенностей развития зрительного восприятия, обострения кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности.

Рис 3.
Рис 3.

Такое негативное влияние может быть преодолено через активное и раннее обучение. Компенсация недостатков познавательной деятельности осуществляется путем развития (в ходе специальных занятий) слуха, которые обычно уже не используются детьми. Здесь мы начинаем говорить о процессе коррекции.

3. Компенсация и коррекция. В чем разница?

Компенсация - возмещение, выравнивание в той или иной мере нарушенных функций состояний, качественная перестройка сохранных функций для замещения нарушенных. Это внутренний процесс, который может быть целенаправленным или неосознанным.

Коррекцией называют как специальные целенаправленные педагогические действия, цель которых частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так и составную часть учебно-воспитательного процесса, направленную на изменение формирующейся личности ребенка. Это целенаправленный педагогический процесс воздействия на ребенка и ход его развития.

Отличие заложено в самих терминах «коррекция» и «компенсация». Коррекция предполагает исправление чего-то уже существующего, в то время как компенсация - это восполнение недостающего.

Задачей коррекционной педагогики является уменьшение меры проявления первичного дефекта и компенсация вторичных дефектов.
Рис 4. В ходе коррекционного воздействия удается скорректировать и направить в нужном направление развитие психики, а так же (иногда) предупредить возникновение вторичных и последующих дефектов.
Рис 4. В ходе коррекционного воздействия удается скорректировать и направить в нужном направление развитие психики, а так же (иногда) предупредить возникновение вторичных и последующих дефектов.

В основе компенсаторных механизмов лежит пластичность психики. Чем ребенок младше, тем выше пластичность его психики. Поэтому чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет развиваться ребенок. Немаловажную роль в этом играют сами родители.

4. Фазы компенсаторных процессов:

1. Обнаружение нарушения в работе организма.

2. Оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности.

3. Формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов, мобилизация нервно психических ресурсов ребенка.

4. Включение и отслеживание реализации программы компенсации.

5. Остановка компенсаторного механизма и закрепление его результатов

5. Уровни компенсаторных процессов

Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях, в описании которых нам поможет чашка из прошлой статьи.

Первый - биологический (или телесный). Чашка имеет стойкое заболевание, которое ограничивает ее возможности. Компенсаторные механизмы на этом уровне включаются бессознательно, автоматически: разбитая чашка невольно наклоняется, чтобы удержать воду. Начинается перестройка ее работы. Социум подключает процессы коррекции: комиссия принимает решение о необходимости того или иного лечения или протезирования чашки, а так же оценивает способности чашки после его проведения и эффективность проведенных мероприятий.

Рис 5.
Рис 5.

В случае с глухими детьми психика перестраивает свою работу: ребенок учится читать с губ, ориентироваться на выражение лица собеседника, повышается вибрационная чувствительность. Коррекция слуха на этом уровне будет представлена слухопротезированием.

Второй - психологический уровень компенсации. Это этап восстановления нарушенных функций. Это не только способность услышать звуки, сопоставить их с каким-либо понятием, а потом воспроизвести, то есть сказать. Это намного шире, чем слух и речь. Это больше, чем психика ребенка - внимание, восприятие, память, мышление и речь. Этот этап тесно связан компенсаторным фондом самого ребенка, с его способностями, адекватной оценкой своих возможностей и с личной мотивацией ребенка, верой в свои силы.

Рис 6. Ребенок с протезом ноги и сохранными психическими функциями задаст себе этот вопрос. Глухой безречевой ребенок не может задать себе этот вопрос, но терзания и сомнения остаются с ним: неназванные, непонятные чувства и ощущения, странные эмоции. Это все остается с ним. И ему тоже необходимо преодолеть этот этап. Но если позади этого ребенка стоит непоколебимая вера в виде улыбающихся родителей, влияние этих негативных факторов существенно сокращается.
Рис 6. Ребенок с протезом ноги и сохранными психическими функциями задаст себе этот вопрос. Глухой безречевой ребенок не может задать себе этот вопрос, но терзания и сомнения остаются с ним: неназванные, непонятные чувства и ощущения, странные эмоции. Это все остается с ним. И ему тоже необходимо преодолеть этот этап. Но если позади этого ребенка стоит непоколебимая вера в виде улыбающихся родителей, влияние этих негативных факторов существенно сокращается.

Кроме того важное значение имеют и формы психологической защиты человека, которые направляются на ограждение сознания от неприятных травмирующих переживаний. Эти эти защитные механизмы в основном бессознательны и избирательны: вытеснение (немотивированное забывание или игнорирование), подавление (устранение), проекция, регрессия и т.д. Может ли глухой слухопротезированный ребенок игнорировать звуки? Да. Может ли он неосознанно отторгать их? Да. И если причиной тому стали защитные механизмы, то этот вопрос решается не с помощью сурдопедагога, аудиолога или врача. И от обратного: может ли мотивация ребенка услышать и узнать помочь ему в слухоречевой абилитации? Безусловно!

Третий уровень - социально-психологический. Процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от позиции окружающих по отношению к инвалиду: неприятие, завышенные требования или помощь и поддержка. Социально-психологический уровень представлен ближайшим окружением ребенка, которое начинается с семьи.

Рис 7. Правильная поддержка очень важна для ребенка с отклонениями
Рис 7. Правильная поддержка очень важна для ребенка с отклонениями

Семья - самый первый социум, в который попадает ребенок. В дальнейшем круг общения ребенка постепенно расширяется. Многое зависит от того, как к ребенку будут относиться, принимают ли его, поддерживают ли его в каждом новом для него обществе.

Четвертый (высший) уровень организации компенсаторных процессов - социальный. Это политика государства в отношении инвалидов, это законодательство, социальные гарантии и характер отношения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания, которое формируют религиозные организации, традиции общества и системы образования, а так же средства массовой информации. Реализация этого уровня связана с отношением в целом общества к инвалидам.

Рис 8.
Рис 8.
Таким образом компенсация представляет собой синтез биологического и социального факторов.

С разбитой чашкой это представить себе не так сложно, но что с настоящими детьми? Если чашки в общих своих чертах просты и одинаковы, то каждый человек уникален индивидуален. Патогенез, формирование структуры дефекта (Пункт 3 статьи В), компенсация, а значит и коррекция нарушений у человека проходит намного сложнее. В каждом конкретном случае этот вопрос решается индивидуально.

Рис 9. Значение соотношения биологоческого и социального факторов на каждом уровне компенсации.
Рис 9. Значение соотношения биологоческого и социального факторов на каждом уровне компенсации.

Все эти уровни не имеют четких границ и не существуют изолированно от всей жизни инвалида. Если повреждение организма или функции оказалось совместимым с жизнью, это значит, что компенсаторные механизмы сработали. В такой ситуации жизнь ребенка продолжается в новых неблагоприятных условиях параллельно с процессом компенсации. И для наиболее успешного развития ребенка с отклонениями необходимо как можно раньше начинать процесс коррекции, обследовать ребенка, понять, что с ним происходит, воспользоваться всеми доступными методами слухопротезирования, получить представления о том, как может и как будет проходить ваш реабилитационный путь, а в дальнейшем смотивировать ребенка слышать и говорить, познавать мир, расти.

6. Факторы успешной компенсации.

1. Возраст ребенка. Возможность компенсации нарушенных функций выше в более раннем возрасте, в силу большей пластичности центральной нервной системы. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше происходит процесс компенсации.

2. Степень компенсаторных способностей зависит от влияния ближайшего окружения ребенка.

3. Желание самого ребенка преодолеть свой дефект и его настойчивость в этих усилиях, то есть мотивация, о которой мы говорили ранее, а так же его уверенность в себе, приобретаемая путем активного и успешного приспособления к окружающей среде. Уверенность в себе складывается из благополучного эмоционального фона и ситуации успеха.

4. Способность к компенсации стимулируется постоянными упражнениями, тренировками и постепенным адекватным увеличением нагрузок.

7. Сверхкомпенсация.

Сверхкомпенсация - это усиленное развитие сохранных функций. Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положительно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы». Сверхкомпенсация — это только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс — неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Между этими двумя полюсами расположены все возможные степени компенсации — от минимума до максимума.

Рис 10. Степени компенсации.
Рис 10. Степени компенсации.

8. Выводы:

1. Компенсация - это синтез биологического и социального факторов.

2. Компенсация играет более значительную роль в преодолении первичных недостатков.

3. Вне зависимости от того, начата коррекционная работа или нет, компенсаторные механизмы начинают работать. Это особенность психики.

4. Своевременно начатая целенаправленная коррекционная работа по реабилитации и абилитации направит развитие ребенка в нужное направление.

5. Задачей коррекционной педагогики является уменьшение меры проявления первичного дефекта и компенсация, либо предупреждение вторичных дефектов.

6. Компенсация функций более эффективна в детском возрасте - так как пластичность нервной системы у детей, по сравнению со взрослыми, намного выше.

Следующая статья - О чтении художественной литературы глухим детям

Предыдущая статья - Первичный и вторичный дефект

9. Литаретура:

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

2. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии.