Статья, которая касается не только глухих детей.
1. Что такое дефект?
2. Первичный и вторичный дефект
3. Что такое структура дефекта?
4. Что такое сложный дефект?
5. А можем ли мы с точностью сказать, что у ребенка нарушено?
6. Вывод.
1. Что такое дефект?
Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д.
Дефекты бывают врождённые и приобретённые.
2. Что такое вторичный дефект?
Аномалии вызывают вторичные отклонения, которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов.
Вторичный дефект - это дефект, который возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если окружение (специалисты и родители) не компенсирует этих нарушений. Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).
Вторичные, третичные (и далее) дефекты представляют собой цепь отклонений, где первичный дефект влечёт за собой другой. В таком случае специалисты говорят о структуре дефекта при отклонении.
3. Что такое структура дефекта?
Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект, а так же последующие.
Пример структуры дефекта при глухоте:
1. Первичный дефект - глухота.
2. Вторичное отклонение - нарушение речевого развития.
3. Отклонения третьего порядка - задержка и своеобразное формирование психики: внимания, памяти, мышления, восприятия, всей познавательной и эмоциональной сферы.
4. Отклонения четвертого порядка - недоразвитие всех видов деятельности.
5. Отклонение пятого порядка - специфичное формирование личности, нарушения в развитии личности, особенности характера.
4. Что такое сложный дефект?
Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов - сложный дефект отличается качественным своеобразием. В качестве синонимов термина «сложный дефект» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложное нарушение», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в последнее время - «сложная структура нарушения».
Варианты сложных дефектов могут быть разные: глухота и слепота, глухота и нарушения интеллекта, нарушения интеллекта и нарушения речи. Сейчас я говорю только лишь о проявлениях, а не о конкретных заболеваниях, которые по сути и являются отправными точками всей этой сисетмы. Если указывать диагнозы, следствием которых становятся те или иные проявления, с разной степенью выраженности и разными возможностями для коррекции, то варианты будет просто невозможно перечислить.
Но это все абстрактная теория. Давайте вернемся на землю, где живут эти родители, дети и даже специалисты.
Если в теории мы изначально имеем дело с конкретным диагнозом (ваш ребенок глухой, значит он не говорит или говорить не будет)...
...то на практике все оказывается совершенно наоборот. Не имея представления о том, что на самом деле происходит с ребенком, в каком состоянии его здоровье, мы можем отталкиваться только лишь от видимых проявлений.
На земле, по которой ходят простые смертные родители, дети и даже специалисты, эта ситуация выглядит как вопрос: "Почему ребенок не говорит?"
Для того, чтобы разобраться в такой ситуации, необходимы комплексная диагностика и обследование ребенка. Она же - первая ступень в достижении вашей цели.
Многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления при различных первичных дефектах. При этом заболевания, которые запускают эту цепочку могут быть разные.
Существуют вторичные дефекты, характерные для многих разных категорий аномальных детей:
1) При любом первичном дефекте наблюдается отставание или замедление в сроках формирования психических функций.
2) Каждый вид деятельности формируется с задержкой.
3) Наблюдаются отклонения в развитии всех психических функций. (См рис 8 из статьи 3.1).
4) Нарушается развитие процесса общения: дети с трудом овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.
5) У всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.
При этом нужно понимать, что коррекция одних и тех же проявлений (вторичных дефектов) будет происходить по-разному, в зависимости от того, какой у ребенка первичный дефект и какой диагноз стал причиной из появления. Иными словами дефектологи, которые занимаются с глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми, будут работать по разным программам и методикам. Для глухих это будет сурдопедагог, для слепых тифлопедагог, для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития - олигофренопедагог. Во всех случаях всем этим детям помимо профильного специалиста так же необходим и логопед, который тоже будет учитывать структуру дефекта каждого ребенка.
5. Можем ли мы с точностью сказать, что у ребенка нарушено?
Как бы ни завлекала вас реклама чудесных логопедов, операций, процедур, средств, отваров и мазей... Но нет. Мы не можем уверенно сказать, что у того или иного ребенка нарушен только слух или только зрение и больше ничего. Нередки случаи, когда на поверхности мы видим и работаем с глухотой, но через некоторое время возникает необходимость дообследовать ребенка на предмет наличия других диагнозов - психические нарушения, нарушения сенсорных или моторных отделов речи, умственные нарушения и тд. В таком случае у ребенка не может быть один профильный дефектолог, ведь нарушение не одно. (см 2. Статьи 4.2 Кто занимается развитием устной речи у глухих детей.) Поэтому, к сожалению, никто и никогда не может дать вам гарантии, успешного развития аномального ребенка. Но это не значит, хороших результатов нет. Одни дети достигают результатов быстрее, другие - медленнее. Известно и описано великое множество случаев преодоления глухонемоты. Коррекционные педагоги называют это явление компенсацией, о которой речь пойдет чуть позже.
6. Вывод:
Теперь вы знаете немножечко больше немножечко научным языком о том, что из себя представляют глухие дети. Это очень далеко не все, что вы можете знать о понятиях "первичный" и "вторичный дефект". Возможно эта тема будет продолжена. А пока займемся вопросом, что такое "компенсация".
Следующая статья - Дефект и компенсация
Предыдущая статья - 4.9 "Ситуативное понимание вопросов"