Найти в Дзене
Лающая Рыба

в. Первичный и вторичный дефект

Статья, которая касается не только глухих детей. 1. Что такое дефект? 2. Первичный и вторичный дефект 3. Что такое структура дефекта? 4. Что такое сложный дефект? 5. А можем ли мы с точностью сказать, что у ребенка нарушено? 6. Вывод. 1. Что такое дефект? Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д. Дефекты бывают врождённые и приобретённые. 2. Что такое вторичный дефект? Аномалии вызывают вторичные отклонения, которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов. Вторичный дефект - это дефект, который возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если окружение (специалисты и родители) не компенсирует этих нарушений. Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Вторичные,
Оглавление

Статья, которая касается не только глухих детей.

1. Что такое дефект?

2. Первичный и вторичный дефект

3. Что такое структура дефекта?

4. Что такое сложный дефект?

5. А можем ли мы с точностью сказать, что у ребенка нарушено?

6. Вывод.

1. Что такое дефект?

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д.

Дефекты бывают врождённые и приобретённые.

Рис 1. Чашка разбита. Первичный дефект.
Рис 1. Чашка разбита. Первичный дефект.

2. Что такое вторичный дефект?

Аномалии вызывают вторичные отклонения, которые отрицательно сказываются на развитии ряда психических процессов.

Вторичный дефект - это дефект, который возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если окружение (специалисты и родители) не компенсирует этих нарушений. Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им (возникает под его влиянием).

Рис 2. Вторичный дефект. Вода вытекает из чашки, потому что она разбита. Чашка не выполняет свои функции.
Рис 2. Вторичный дефект. Вода вытекает из чашки, потому что она разбита. Чашка не выполняет свои функции.

Вторичные, третичные (и далее) дефекты представляют собой цепь отклонений, где первичный дефект влечёт за собой другой. В таком случае специалисты говорят о структуре дефекта при отклонении.

3. Что такое структура дефекта?

Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект, а так же последующие.

Пример структуры дефекта при глухоте:

1. Первичный дефект - глухота.

2. Вторичное отклонение - нарушение речевого развития.

3. Отклонения третьего порядка - задержка и своеобразное формирование психики: внимания, памяти, мышления, восприятия, всей познавательной и эмоциональной сферы.

4. Отклонения четвертого порядка - недоразвитие всех видов деятельности.

5. Отклонение пятого порядка - специфичное формирование личности, нарушения в развитии личности, особенности характера.

Рис 3. Структура дефекта при глухоте
Рис 3. Структура дефекта при глухоте

4. Что такое сложный дефект?

Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов - сложный дефект отличается качественным своеобразием. В качестве синонимов термина «сложный дефект» в литературе используются и другие термины, равнозначные ему: «сложное нарушение», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся в последнее время - «сложная структура нарушения».

Рис 4. Пример структуры дефекта при нарушении слуха и зрения.
Рис 4. Пример структуры дефекта при нарушении слуха и зрения.

Варианты сложных дефектов могут быть разные: глухота и слепота, глухота и нарушения интеллекта, нарушения интеллекта и нарушения речи. Сейчас я говорю только лишь о проявлениях, а не о конкретных заболеваниях, которые по сути и являются отправными точками всей этой сисетмы. Если указывать диагнозы, следствием которых становятся те или иные проявления, с разной степенью выраженности и разными возможностями для коррекции, то варианты будет просто невозможно перечислить.

Но это все абстрактная теория. Давайте вернемся на землю, где живут эти родители, дети и даже специалисты.

Если в теории мы изначально имеем дело с конкретным диагнозом (ваш ребенок глухой, значит он не говорит или говорить не будет)...

Рис 5. Когда мы точно знаем, что ребенок глухой
Рис 5. Когда мы точно знаем, что ребенок глухой

...то на практике все оказывается совершенно наоборот. Не имея представления о том, что на самом деле происходит с ребенком, в каком состоянии его здоровье, мы можем отталкиваться только лишь от видимых проявлений.

Рис 6. Когда непонятно, что происходит с ребенком.
Рис 6. Когда непонятно, что происходит с ребенком.

На земле, по которой ходят простые смертные родители, дети и даже специалисты, эта ситуация выглядит как вопрос: "Почему ребенок не говорит?"

Для того, чтобы разобраться в такой ситуации, необходимы комплексная диагностика и обследование ребенка. Она же - первая ступень в достижении вашей цели.

Многие вторичные дефекты в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления при различных первичных дефектах. При этом заболевания, которые запускают эту цепочку могут быть разные.

Рис 7.
Рис 7.

Существуют вторичные дефекты, характерные для многих разных категорий аномальных детей:

1) При любом первичном дефекте наблюдается отставание или замедление в сроках формирования психических функций.

2) Каждый вид деятельности формируется с задержкой.

3) Наблюдаются отклонения в развитии всех психических функций. (См рис 8 из статьи 3.1).

4) Нарушается развитие процесса общения: дети с трудом овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

5) У всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития.

При этом нужно понимать, что коррекция одних и тех же проявлений (вторичных дефектов) будет происходить по-разному, в зависимости от того, какой у ребенка первичный дефект и какой диагноз стал причиной из появления. Иными словами дефектологи, которые занимаются с глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми, будут работать по разным программам и методикам. Для глухих это будет сурдопедагог, для слепых тифлопедагог, для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития - олигофренопедагог. Во всех случаях всем этим детям помимо профильного специалиста так же необходим и логопед, который тоже будет учитывать структуру дефекта каждого ребенка.

5. Можем ли мы с точностью сказать, что у ребенка нарушено?

Как бы ни завлекала вас реклама чудесных логопедов, операций, процедур, средств, отваров и мазей... Но нет. Мы не можем уверенно сказать, что у того или иного ребенка нарушен только слух или только зрение и больше ничего. Нередки случаи, когда на поверхности мы видим и работаем с глухотой, но через некоторое время возникает необходимость дообследовать ребенка на предмет наличия других диагнозов - психические нарушения, нарушения сенсорных или моторных отделов речи, умственные нарушения и тд. В таком случае у ребенка не может быть один профильный дефектолог, ведь нарушение не одно. (см 2. Статьи 4.2 Кто занимается развитием устной речи у глухих детей.) Поэтому, к сожалению, никто и никогда не может дать вам гарантии, успешного развития аномального ребенка. Но это не значит, хороших результатов нет. Одни дети достигают результатов быстрее, другие - медленнее. Известно и описано великое множество случаев преодоления глухонемоты. Коррекционные педагоги называют это явление компенсацией, о которой речь пойдет чуть позже.

6. Вывод:

Теперь вы знаете немножечко больше немножечко научным языком о том, что из себя представляют глухие дети. Это очень далеко не все, что вы можете знать о понятиях "первичный" и "вторичный дефект". Возможно эта тема будет продолжена. А пока займемся вопросом, что такое "компенсация".

Следующая статья - Дефект и компенсация

Предыдущая статья - 4.9 "Ситуативное понимание вопросов"