Найти в Дзене

История России: Октябрьская революция 1917 года и появление "нового человека"

Оглавление
И. В. Сталин и М. Горький, 1922 год. фото из ria.ru
И. В. Сталин и М. Горький, 1922 год. фото из ria.ru

В статье вспомним один интересный факт первого постреволюционного десятилетия развития Советского Союза как государства.

СССР

В 1928 году высшее руководство Советского Союза заявило, что из-за многочисленных различных событии и явлении истекшего постреволюционного десятилетия с 1917 по 1927 год в стране и мире появился «новый человек». Те, кто интересовался проблемой «культура и революция» конечно задавали себе и другим вопрос «появился ли?».

Вопрос этот рассматривался в стенах аудитории многочисленных диспутов, и его отзвуки составляли содержание страниц молодой советской литературы и в той или иной формулировки он звучал со сцены советского театра. Поскольку данный вопрос был очень требовательным к десятилетию "революционного Октября".

Достижения революционного десятилетия в области духовной культуры были значительными, и поэтому современники – советские граждане думали что мировая история ещё не знала эпохи, подобной той в которой они проживали. Эпохи, в которой «быстрый лёт окрыленной жизни стирал грани времени и пространства».

И советские историки рассказывали молодежи о 80-х и 90-х годах девятнадцатого столетия, времени когда Россия была отсталой и культура всей страны имела местом своего выражения всего нескольку крупных городов, а в них - несколько десятков или сотен тысяч представителей привилегированных классов. А остальная Россия? Отвечая на данный вопрос Максим Горький как то отметил что «Россия страна уездная».

Владимир Ленин, 1920 год. фото из rg.ru
Владимир Ленин, 1920 год. фото из rg.ru

Октябрьская революция 1917 года

Октябрьская революция 1917 года – в области духовной культуры - боролась против «уездности» российского государства. Поэтому главным объективным заданием эпохи Октября было появление новой культуры. Согласно Владимиру Ленину, данной культуре предстояло распространится по огромной стране с быстротой «освобожденного от льда потока и она должна была согреть всю страну своими лучами…». И если верить современникам, то так оно и было.

Сотни тысяч новых людей обученных грамоте и стремящихся к культуре и искусству, десятки тысяч людей уже поднявшихся на новую ступень духовного развития – все они были главным активом постреволюционного десятилетия в Советском Союзе.

И в отличии от стран буржуазного мира, в Советском Союзе были не только определены первичные блага материальной культуры для всех, но и решена задача духовной культуры - появление «нового человека с новым мировоззрением». Это должен был быть человек с коллективистским мышлением, и он появился.

В рассматриваемое время, советское высшее руководство считало что буржуазный мир не знал «такого человека». И там коллективистское мышление наблюдалось лишь в спортивных играх, и в частности в футбольных командах. В футболе основной завет коллективистского мышления – «это усилия одного для блага многих», но после возвращения из игры в реальную жизнь данный завет заменялся другим правилом, требовавшим «использования усилий многих для блага одного».

В Советском Союзе коллективистское мышление воспитывалось не для игры, а для реальной жизни, и не только на спортивных площадках, но и на субботниках, в пионерских лагерях и в комсомольских ячейках. И процесс обновления общественного мышления в стране, его коллективизация – это был процесс долгий и трудный, начавшийся с Октябрьской революции 1917 года и полностью не закончившийся в 1928 году – по истечению первого революционного десятилетия.

Появившийся после победы Октябрьской революции в 1917 году и утвержденный Владимиром Лениным и высшим руководством Советского Союза лозунг «Человек должен соответствовать десятилетию» был рассчитан не на один день, а на небывалую борьбу и достижения грядущего будущего. И появившееся в России - советское общество, было поставлено перед фактом что « человек – это еще не звучит гордо, но может зазвучать и в нашей власти чтобы зазвучало!».