Найти Кёрбинг можно, задержав дыхание и применив большую поддержку. Обратите внимание, как это ощущается; как будто что-то слегка удерживает вашу гортань, как будто имеется лёгкое давление или как будто что-то легко удерживается в точном положении. Это ощущение известно как «натяжение» #371. Сохраняйте «натяжение» и скажите «О» (как в слове «woman»), как будто у вас болит живот. Обратите внимание, что в результате у вас получается слегка сдержанный и немного жалобный звук. Убедитесь, что вы не портите голос зажимом. Даже если звук сдержанный, он все равно должен быть чистым и свободным, а не сдавленным или зажатым. Вы не должны чувствовать боль или дискомфорт. Теперь попробуйте спеть ноту с натяжением. #74
Поначалу будет удобно находить Кёрбинг с помощью «натяжения», убеждаясь, что «натяжение» установлено ДО того, как будет спета нота. Но «натяжение» – это всего лишь инструмент для поиска и поддержания режима. Как только вы достаточно отработаете Кёрбинг, чтобы контролировать режим, больше не будет необходимости заранее устанавливать натяжение. В какой-то момент, благодаря практике, натяжение должно стать естественной частью режима. Вначале может помочь тренировать Кёрбинг с помощью Кёрбинг атаки (см. «Атаки»).
Ещё один простой способ найти Кёрбинг – громко петь, стиснув зубы. Помните, что не следует петь СЛИШКОМ громко, так как это может вызвать дискомфорт и напряжение голоса. Обратите внимание, что ноты теперь автоматически звучат с натяжением. Ноты звучат слегка сдержанно и жалобно. Это Кёрбинг. Убедитесь, что натяжение лёгкое и не слишком сильное, иначе оно может вызвать зажим и напряжение голоса. Сохраняйте ощущение этой лёгкой фиксации и тренируйтесь петь с раздвинутыми зубами. Следите за тем, чтобы ноты сохраняли то же слегка жалобное и немного сдержанное звучание. Сохраняйте ощущение и звук, как при сжатых зубах, и тренируйтесь открывать рот, не меняя ощущения и звук. Если звук внезапно ощущается или звучит «свободнее», скорее всего, вы потеряли натяжение. Вернитесь к пению со стиснутыми зубами и тренируйтесь сохранять это ощущение и звук независимо от того, насколько сильно вы открываете рот.
Обычно помогает слегка приподнять нёбо при повышении высоты звука (вы поднимаете нёбо при вдохе, чтобы зевнуть, см. «Нёбо»). Чем выше ноты, которые вы используете в Кёрбинге, тем выше должно быть нёбо. Будьте осторожны, поднимайте нёбо осторожно и под строгим контролем. Если его поднять слишком резко, гортань обычно опускается и полуметаллический звук теряется.
Как только вы познакомитесь с ощущением и звуком Кёрбинга, вам следует сделать «натяжение» как можно более лёгким. Вначале также тренируйтесь с относительно высоким расположением гортани, так как это не позволит «натяжению» оттянуть заднюю часть языка и опустить гортань, т.к. это помешает достижению правильной высоты звука и может вызвать дискомфорт. Итак, если ноты становятся «тяжелыми» или их становится труднее достать, «натяжение» следует ослабить и поднять гортань.
Вначале легче обнаружить Кёрбинг, слегка сузив надгортанную воронку и немного приподняв гортань, удерживая нёбо опущенным, а язык слегка расширенным, поместив его на коренные зубы в верхней части рта (см. «Надгортанная воронка», «Гортань», «Нёбо» и «Язык»).
Как только вы сможете контролировать Кёрбинг, вам больше не понадобится фиксировать положение речевого тракта. Опытные певцы часто используют множество других положений речевого тракта в Кёрбинге.
Найдите Кёрбинг через образы и ощущения
Помните, что образы и ощущения предназначены только для помощи. Используйте их, если они вам понятны, но, если они не помогают вам моментально, забудьте о них. Не путайте их с тем, что происходит на самом деле!
- Вдохните и издайте лёгкий звук, как при внезапной задержке дыхания или кашле, и почувствуйте небольшое «натяжение» непосредственно перед кашлем. #371
- Сомкните голосовые связки вместе и представьте, что издаете тихий звук «всасыванием внутрь», сохраняя при этом голосовые связки вместе. Сохраняйте это ощущение сомкнутых голосовых связок и издавайте жалобные звуки, напевая как обычно (наружу). Это может создать ощущение, подобное Кёрбингу.
- Представьте, что вы поднимаете что-то тяжелое. Обратите внимание, как вы готовитесь к подъему внутри гортани ПЕРЕД подъемом. Сохраните это чувство и начните ноту с Кёрбинг атаки.
- Представьте, что вам очень жаль себя, и послушайте, как звук становится жалобным из-за «натяжения». #374
- Представьте, что вы говорите, пока плачете. Почувствуйте «натяжение» и послушайте, как жалобно звучит Кёрбинг.
- Представьте себе большой шар, помещенный в горло, и примените большую поддержку. Постарайтесь соединить голосовые связки поперек шара, напевая «OO» (как в «you»), «О» (как в «woman») или «UH» (как в «hungry»). Пойте «поверх» шара, максимально громко и без придыхания, но без неприятных ощущений.
- Спойте низкую ноту с высоко поднятой гортанью, как ребенок.
- Представьте во время пения что-то противное.
- Представьте, что вы собрались кашлять, но остановились и сохраните это чувство.
- Некоторые певцы слишком сильно опускают гортань в Кёрбинге, что может привести к потере металлического звука. Сопротивляйтесь этому, представляя, что вы «остаётесь на верхнем краю» ноты. Не держите ноту «внизу», позвольте ей плавать. Представьте, что у ноты есть пол, и вы не должны петь под этим полом.
- Представьте, что вы сохраняете «натяжение» спереди и «раскрываете» голосовые связки сзади.
Найдите Кёрбинг через звуки
Попробовать найти Кёрбинг через звуки можно следующими способами:
- Используя большую поддержку, произносите «OO» (как в «you»), «О» (как в «woman») или «UH» (как в «hungry») так, будто у вас болит живот. #72
- Подражайте мошеннику или стереотипному итальянцу из американского фильма вроде «Крестного отца». #372
- Подражайте тому, кто тихо плачет.
- Подражайте ребенку, который вот-вот заплачет. #373
- Подражайте тому, кто жалеет себя. #374
- Подражайте ребенку, который слишком устал и не хочет ничего делать. #375
- Хнычьте как щенок.
- Стисните зубы и довольно громко пойте «ОО» (как в «you») или «О» (как в «woman») или «UH» (как в «hungry»). #86 (все гласные)
Будьте осторожны, чтобы не зажать голос
Несмотря на сдержанность нот, звук должен быть чистым и свободным, а не зажатым и полуприглушенным!
Обратите внимание на СВОИ ощущения при использовании Кёрбинга и прислушайтесь к звуку: он должен быть немного сдержанным и жалобным, но свободным. Некоторым певцам нравится сначала привыкать к собственным ощущениям, а затем сосредотачиваться на звуке. Как только вы сможете контролировать Кёрбинг, ощущения и звуки могут появиться сами собой. После этого звук может стать более или менее жалобным. Если режим найти сложно, для начала издайте очень жалобный звук, чтобы его найти. Когда вы с ним познакомитесь, сделайте звук менее жалобным. Обратите внимание: когда вы нашли центр режима, вам требуется меньше энергии, чем когда вы только пытаетесь его найти.
Помните, что в Кёрбинге нет единого ощущения от пения. Вы не можете почувствовать вокальный режим, но вы можете его услышать.
Помните о положении челюсти в Кёрбинге
Будьте осторожны, чтобы не потерять «натяжение» во время пения. Если «натяжения» недостаточно, голос может либо потерять полуметаллический звук, либо стать полностью металлическим. Поначалу пение в режиме Кёрбинг может показаться попыткой балансировать, потому что Кёрбинг может потеряться в обоих направлениях (Нейтральном в одном направлении или Овердрайв/Эдж в другом). Поэтому многие считают Кёрбинг самым сложным режимом и последним, который встает на своё место.
Певцам, которые в основном используют Нейтральный режим, часто полезно делать «укус», как в Овердрайве или Эдже, чтобы добиться Кёрбинга (см. «Укус»). Если они сохраняют «укус», то могут сохранить Кёрбинг и предотвратить возвращение голоса в Нейтральный режим.
С другой стороны, певцы, привыкшие петь в режимах Овердрайв или Эдж, могут получить Кёрбинг, сознательно держа челюсть расслабленной. При этом голосу становится сложнее вернуться к знакомым Овердрайву и Эджу, и он оказывается на полпути: в Кёрбинге.
Будьте осторожны, чтобы не потерять «натяжение» во время пения в режиме Кёрбинг, так как это может вызывать болезненные ощущения и зажать ваш голос.
На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK