Методы, описанные в этой главе, применимы как к певцам, так и к музыкантам, играющим на духовых инструментах.
Сжатый язык
Если вы сделаете язык маленьким, окрас звука станет темнее, потому что речевой тракт станет больше. Это называется «сжатием языка». Кончик языка лежит плашмя в полости рта, язык выгибается посередине и сзади втягивается в себя (см. рисунок). При таком положении языка гласные становятся более классическими – этот звук не распространён в популярной музыке. #168
Найдите положение сжатого языка, попытавшись спеть в классическом стиле. Сохраняйте это положение и чувствуйте, как именно расположен язык. Вы можете посмотреть в зеркало и увидеть, что язык имеет форму ложки (конечно, спинку языка вы не видите). В классическом вокале эта позиция называется «cucchiaio», что в переводе с итальянского означает «ложка».
Старые итальянские школы вокала практикуют это положение языка, укладывая на язык тыльную сторону ложки, а затем прижимая язык вперёд к ложке. Таким образом, язык прижимается вперёд сзади и назад спереди, что заставляет его приподниматься посередине. Это сжатый язык. Позже позиция практикуется без ложки.
Сжатый язык через образы и ощущения
Обнаружить сжатый язык можно также по образам и ощущениям:
- представьте, что вы хватаете что-то и тянете это языком, при этом боковые стороны языка прижаты к верхним коренным зубам;
- представьте, что у вас во рту горячая картошка.
Широкий язык
Уменьшить полость рта можно, сделав язык шире. Это создает светлый звук. Язык прилегает к коренным зубам в верхней части рта и выгибается к нёбу (как если бы вы произнесли «твэнг»). Почувствуйте, как пространство между нёбом и языком становится тем меньше, чем сильнее вы прижимаете язык к коренным зубам. Чем меньше пространство между нёбом и языком, тем светлее окраска звука. Коренных зубов должны касаться боковые стороны языка, а не его кончик. Если кончик языка поднят, эффект обычно противоположный, поскольку задняя часть языка опускается. #167
Найти широкое положение языка можно, перемещая его вперёд и назад вдоль зубов в верхней части рта, создавая небольшое пространство между языком и нёбом.
Широкий язык через образы и ощущения
Вы также можете найти широкий язык через образы и ощущения:
- Сжимайте пространство между языком и нёбом.
- Произнесите «твэнг» и ощутите места, где язык касается коренных зубов. Сохраняйте язык в этом положении на всех гласных звуках.
- Представьте, что вы держите между языком и нёбом маленькую горошину.
- Прикрывайте нижние зубы языком.
- Представьте, что вы обожгли язык и пытаетесь его охладить.
Широкий язык через звуки
Вы также можете найти широкий язык с помощью звуков:
- Имитируйте плач младенца #22
- Имитируйте кряканье утки #23
- Сделайте голос скрипучим, похожим на ведьму #24
- Имитируйте звук пикирующего самолёта #26
- Изобразите звук управления игрушечной машинкой #27
- Говорите как ребенок #389
- Издайте звук, как будто дразните кого-то.
Широкий язык помогает поддерживать приподнятую гортань и суженную надгортанную воронку. Поэтому звук широкого языка напоминает тванг. Однако тванг резче, громче и пронзительнее, чем звук только широкого языка.
Широкий язык используется, например, в стереотипной южноамериканской манере речи (южный акцент), а также в музыке кантри. Его часто путают с назальностью, но он не имеет к этому никакого отношения. При широком языке звук проходит через рот и/или нос (см. «Носовой проход»).
Широкий язык и гласные
Широкий язык лучше всего сочетается с гласными «EE» (например, «see»), «I» (например, «sit»), «EH» (например, «stay»), «OE» (например, «herb») и «А» (как в «and»), потому что на этих гласных язык уже прилегает к коренным зубам в верхней части рта. «OH» (как в «so»), «O» (как в «woman»), «OO» (как в «you») и «AH» (как в «far») являются проблематичными, поскольку эти гласные понижают заднюю часть языка, не допуская его прижатия к коренным зубам в верхней части рта. При расширении языка звуки «ОH», «О», «ОО» превращаются в звуки, близкие к «ОЕ». «OH» заменяется на «OEH». «О» заменяется на «ОЕ». «OO» заменяется на «OOE». «AH» заменяется на «А». Практикуйте каждую гласную отдельно (см. «Явный тванг и гласные», поскольку звук широкого языка близок к звуку танга).
Упражнения на расширение и сжатие языка
Познакомьтесь с разницей между звуком широкого и сжатого языка, чтобы вы могли расширять или сжимать его по своему желанию.
Попрактикуйтесь петь широким языком на отдельных нотах, а затем на звукорядах. #167
Попрактикуйтесь петь со сжатым языком на отдельных нотах, а затем на звукорядах. #168
Спойте песню с широким языком, а затем со сжатым языком.
Певец должен иметь возможность выбирать режим независимо от положения языка. Для этого следует практиковать каждый режим как со сжатым, так и с широким языком. Не забывайте соблюдать ограничения режимов в отношении положения языка. Например, вам нужно строго контролировать использование сжатого языка в Эдже. Также помните, что сжатый язык придает гласному звуку классическое звучание во всех режимах.
Практикуйте широкий и сжатый язык в Нейтральном с воздухом #185
Практикуйте широкий и сжатый язык в Нейтральном без воздуха #186
Практикуйте широкий и сжатый язык в Кёрбинге #187
Практикуйте широкий и сжатый язык в Овердрайве #188
Практикуйте широкий и сжатый язык в Эдже. Помните, что вам нужно строго контролировать использование сжатого языка в Эдже #189
Предостережения относительно изменения положения языка
Когда вы меняете звук, меняя положение языка, помните, что это не должно мешать выбранному режиму.