Методы, описанные в этой главе, применимы как к певцам, так и к музыкантам, играющим на духовых инструментах.
Сжатый язык
Если вы сделаете язык маленьким, окрас звука станет темнее, потому что речевой тракт станет больше. Это называется «сжатием языка». Кончик языка лежит плашмя в полости рта, язык выгибается посередине и сзади втягивается в себя (см. рисунок). При таком положении языка гласные становятся более классическими – этот звук не распространён в популярной музыке. #168
Найдите положение сжатого языка, попытавшись спеть в классическом стиле. Сохраняйте это положение и чувствуйте, как именно расположен язык. Вы можете посмотреть в зеркало и увидеть, что язык имеет форму ложки (конечно, спинку языка вы не видите). В классическом вокале эта позиция называется «cucchiaio», что в переводе с итальянского означает «ложка».
Старые итальянские школы вокала практикуют это положение языка, укладывая на язык тыльную сторону ложки, а затем прижимая язык вперёд к ложке. Таким образом, язык прижимается вперёд сзади и назад спереди, что заставляет его приподниматься посередине. Это сжатый язык. Позже позиция практикуется без ложки.
Сжатый язык через образы и ощущения
Обнаружить сжатый язык можно также по образам и ощущениям:
- представьте, что вы хватаете что-то и тянете это языком, при этом боковые стороны языка прижаты к верхним коренным зубам;
- представьте, что у вас во рту горячая картошка.
Широкий язык
Уменьшить полость рта можно, сделав язык шире. Это создает светлый звук. Язык прилегает к коренным зубам в верхней части рта и выгибается к нёбу (как если бы вы произнесли «твэнг»). Почувствуйте, как пространство между нёбом и языком становится тем меньше, чем сильнее вы прижимаете язык к коренным зубам. Чем меньше пространство между нёбом и языком, тем светлее окраска звука. Коренных зубов должны касаться боковые стороны языка, а не его кончик. Если кончик языка поднят, эффект обычно противоположный, поскольку задняя часть языка опускается. #167
Найти широкое положение языка можно, перемещая его вперёд и назад вдоль зубов в верхней части рта, создавая небольшое пространство между языком и нёбом.
Широкий язык через образы и ощущения
Вы также можете найти широкий язык через образы и ощущения:
- Сжимайте пространство между языком и нёбом.
- Произнесите «твэнг» и ощутите места, где язык касается коренных зубов. Сохраняйте язык в этом положении на всех гласных звуках.
- Представьте, что вы держите между языком и нёбом маленькую горошину.
- Прикрывайте нижние зубы языком.
- Представьте, что вы обожгли язык и пытаетесь его охладить.
Широкий язык через звуки
Вы также можете найти широкий язык с помощью звуков:
- Имитируйте плач младенца #22
- Имитируйте кряканье утки #23
- Сделайте голос скрипучим, похожим на ведьму #24
- Имитируйте звук пикирующего самолёта #26
- Изобразите звук управления игрушечной машинкой #27
- Говорите как ребенок #389
- Издайте звук, как будто дразните кого-то.
Широкий язык помогает поддерживать приподнятую гортань и суженную надгортанную воронку. Поэтому звук широкого языка напоминает тванг. Однако тванг резче, громче и пронзительнее, чем звук только широкого языка.
Широкий язык используется, например, в стереотипной южноамериканской манере речи (южный акцент), а также в музыке кантри. Его часто путают с назальностью, но он не имеет к этому никакого отношения. При широком языке звук проходит через рот и/или нос (см. «Носовой проход»).
Широкий язык и гласные
Широкий язык лучше всего сочетается с гласными «EE» (например, «see»), «I» (например, «sit»), «EH» (например, «stay»), «OE» (например, «herb») и «А» (как в «and»), потому что на этих гласных язык уже прилегает к коренным зубам в верхней части рта. «OH» (как в «so»), «O» (как в «woman»), «OO» (как в «you») и «AH» (как в «far») являются проблематичными, поскольку эти гласные понижают заднюю часть языка, не допуская его прижатия к коренным зубам в верхней части рта. При расширении языка звуки «ОH», «О», «ОО» превращаются в звуки, близкие к «ОЕ». «OH» заменяется на «OEH». «О» заменяется на «ОЕ». «OO» заменяется на «OOE». «AH» заменяется на «А». Практикуйте каждую гласную отдельно (см. «Явный тванг и гласные», поскольку звук широкого языка близок к звуку танга).
Упражнения на расширение и сжатие языка
Познакомьтесь с разницей между звуком широкого и сжатого языка, чтобы вы могли расширять или сжимать его по своему желанию.
Попрактикуйтесь петь широким языком на отдельных нотах, а затем на звукорядах. #167
Попрактикуйтесь петь со сжатым языком на отдельных нотах, а затем на звукорядах. #168
Спойте песню с широким языком, а затем со сжатым языком.
Певец должен иметь возможность выбирать режим независимо от положения языка. Для этого следует практиковать каждый режим как со сжатым, так и с широким языком. Не забывайте соблюдать ограничения режимов в отношении положения языка. Например, вам нужно строго контролировать использование сжатого языка в Эдже. Также помните, что сжатый язык придает гласному звуку классическое звучание во всех режимах.
Практикуйте широкий и сжатый язык в Нейтральном с воздухом #185
Практикуйте широкий и сжатый язык в Нейтральном без воздуха #186
Практикуйте широкий и сжатый язык в Кёрбинге #187
Практикуйте широкий и сжатый язык в Овердрайве #188
Практикуйте широкий и сжатый язык в Эдже. Помните, что вам нужно строго контролировать использование сжатого языка в Эдже #189
Предостережения относительно изменения положения языка
Когда вы меняете звук, меняя положение языка, помните, что это не должно мешать выбранному режиму.
На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK