Методы, описанные в этой главе, применимы как к певцам, так и к музыкантам, играющим на духовых инструментах.
Положение гортани играет решающую роль в вопросах интонирования. Гортань приподнимается на высоких нотах и опускается на низких. При этом она должна располагаться в определённой области, чтобы обеспечить определённый тон (белая область на рисунке). Если вы опустите гортань ниже этой области или поднимете выше (серые области на рисунке), вы не сможете спеть нужную ноту. В пределах определённой области (белая область на рисунке), соответствующей определённому тону, вы можете слегка отрегулировать положение гортани, чтобы изменить окрас звука. Если немного приподнять гортань, окраска звука станет светлее, а если немного опустить гортань, окраска звука станет темнее. Таким образом, нота с более светлым звуковым окрасом может иметь то же положение гортани, что и нота чуть выше с более тёмным звуковым окрасом.
Поднимаясь выше, вам ВСЕГДА приходится приподнимать гортань во всех стилях пения, чтобы достичь высоких нот. Насколько высоко вы её поднимете, зависит от того, какой звуковой окрас вы хотите. Если вы хотите светлую окраску звука (часто используемую в популярной музыке), необходимо её немного поднять. Это называется приподнятой гортанью и придает светлый окрас звуку. Если вам нужен тёмный окрас звука (часто используемый в классическом вокале), вы поднимаете гортань немного меньше. Это называется опущенной гортанью и придает звуку более тёмную окраску. Но в обоих случаях гортань движется вверх при повышении тона.
Проблемы с взятием высоких нот почти всегда возникают из-за недостаточно приподнятой гортани.
Таким образом, вы всегда должны помнить, что, когда вы слегка регулируете положение гортани, чтобы изменить окраску звука, вы должны быть осторожны, чтобы НЕ изменить её положение настолько сильно и не затруднить интонирование. Не стоит располагать гортань против высоты звука. Классическим певцам часто рекомендуется «опустить гортань», поскольку это создает необходимую тёмную окраску звука. Однако многие классические певцы воспринимают это выражение слишком буквально, создавая тем самым проблемы с достижением высоких нот.
Прежде чем пытаться изменить положение гортани для изменения окраски звука, вы должны контролировать диапазон своего голоса. Это означает возможность без проблем брать высокие и низкие ноты. Только когда вы сможете это сделать, вам следует пытаться использовать небольшие изменения гортани для изменения окраски звука. Поэтому помните, когда в связи с окраской звука упоминается приподнятая или опущенная гортань, это означает НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ изменение положения, а не настолько большое, чтобы оно ухудшало интонацию!
Опущенная гортань
Когда вы опускаете гортань окраска звука темнеет, поскольку речевой тракт увеличивается. Чем ниже гортань, тем темнее окраска звука. Классические вокалисты часто используют опущенную гортань, чтобы добиться насыщенного тёмного окраса. Опуская гортань, вы обычно поднимаете и мягкое нёбо. Это ещё больше способствует затемнению звука. #166
Опустите гортань:
- сделайте вид, что зеваете;
- сделайте глубокий вдох;
- смотрите в зеркало и отмечайте, когда и как вы опускаете гортань.
Опустите гортань при помощи звуков
Добиться опущенной гортани можно также с помощью звуков:
- смейтесь как Гуфи (из мультфильмов про Дональда Дака);
- смейтесь, как Санта-Клаус.
Опустите гортань при помощи образов и ощущений
Добиться опущенной гортани можно также с помощью образов и ощущений:
- представьте, что вы замерзаете;
- представьте, что в гортани есть пол и вы поёте под ним;
- представьте, что у вас в горле бочка;
- представьте, что вы рыдаете.
Приподнятая гортань
Поднятие гортани делает окраску звука светлее, поскольку речевой тракт уменьшается. Чем больше гортань поднята, тем светлее окраска звука #165. При поднятии гортани обычно следуют два других действия: нёбо опускается и язык располагается на коренных зубах в верхней части рта. Это означает, что вы также можете добиться поднятия гортани, работая над нёбом и языком.
Тренируясь поднимать гортань, можно попробовать сосредоточиться на положении языка:
- уменьшите пространство между языком и нёбом;
- говорите с широким языком, помещенным как можно выше в верхнюю часть рта;
- следите за тем, чтобы язык не образовывал небольшую впадинку посередине.
Приподнимите гортань при помощи звуков
Добиться поднятия гортани можно также с помощью звуков:
- звук становится светлым, сглаженным, тихим и плаксивым;
- говорите как ребёнок #389;
- издавайте звуки вождения игрушечной машинки #27;
- говорите как мужчина, подражающий женщине #363;
- изобразите собаку, которая тяжело дышит;
- имитируйте людей разного возраста (для достижения разной степени поднятия гортани);
- говорите так, как будто вы очень счастливы.
Приподнимите гортань при помощи образов и ощущений
Добиться поднятия гортани можно также с помощью образов и ощущений:
- Пространство между языком и нёбом должно быть небольшим. Представьте, что вы держите горошину между языком и небом. Сохраняйте это положение на всех гласных, как в верхней, так и в нижней части диапазона.
- Представьте, что вы собираетесь проглотить что-то, или вас сейчас вырвет. Почувствуйте, что положение гортани высокое. Почувствуйте положение язычка. Почувствуйте, как гортань касается корня языка. Сохраняйте эти ощущения, когда поёте с приподнятой гортанью.
- Спойте высокую ноту или издайте пронзительный крик. Почувствуйте, как гортань приподнимается, и сохраните это ощущение.
- Представьте, что в гортани пол, и вы поёте над полом.
- Представьте, что вы улыбаетесь внутри себя.
- Представьте, что вы выплёвываете язык.
- Представьте гортань как мороженое, которое вам придётся подтолкнуть, чтобы его съесть.
Упражнения на приподнятую и опущенную гортань
Ознакомьтесь с разницей звука приподнятой и опущенной гортани. Убедитесь, что вы можете поднимать и опускать гортань по своему желанию.
Это упражнение хорошо помогает научиться поднимать гортань. Начните петь гамму с опущенной гортани и тёмной окраски звука и постепенно поднимайте гортань и делайте окраску звука все светлее и светлее по мере повышения тона. Следите за тем, чтобы верхние ноты стали нежными, светлыми, без придыхания. Постепенно делайте окрас звука темнее по мере того, как вы снова опускаетесь по гамме. Транспонируйте упражнение вверх на полтона. #65
Попрактикуйтесь петь с поднятой гортанью на отдельных нотах, а затем на звукорядах. #165
Попрактикуйтесь петь с опущенной гортанью на отдельных нотах, а затем на звукорядах. #166
Спойте песню с приподнятой гортанью, а затем с опущенной.
Для многих певцов положение гортани часто определяет режим. Поэтому они считают, что некоторые режимы получить сложнее, чем другие. Чтобы этого избежать и лучше контролировать режимы, певцы должны иметь возможность выбирать режим независимо от положения гортани. Для этого следует отрабатывать каждый режим как с приподнятой, так и с опущенной гортанью. Не забывайте соблюдать ограничения режимов в отношении положения гортани. Например, будьте осторожны и не опускайте гортань слишком сильно в Эдже.
Практикуйте поднятие и опускание гортани в Нейтральном с воздухом #180
Практикуйте поднятие и опускание гортани в Нейтральном без воздуха #181
Практикуйте поднятие и опускание гортани в Кёрбинге #182
Практикуйте поднятие и опускание гортани в Овердрайве #183
Практикуйте поднятие и опускание гортани в Эдже. Убедитесь, что гортань достаточно приподнята, иначе может возникнуть дискомфорт #184
Предостережения
Когда вы работаете над изменением звука путём изменения положения гортани, помните, что:
- положение гортани не должно ухудшать звук;
- положение гортани не должно нарушать режим;
- не следует опускать гортань в Эдже (кроме классических певцов-мужчин);
- в металлических режимах не следует слишком сильно опускать гортань.
На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK