Ефим Гольбрайх - студент физмата, которого призвали на службу в мае 1942 года. До того как попасть на фронт, он учился в танковом полку на стрелка-радиста. Однако на службу его призвали в стрелковый полк под Сталинград.
Бои были страшными: пролилось столько крови, что уже на 3-й день Гольбрайха сделали командиром отделения с тремя бойцами. Спустя пару недель он стал сержантом. Солдат бомбили и обстреливали постоянно, однако они умудрялись не только сдерживать натиск, но и ходить в наступление. Однажды танк повредил провод полевого телефона. Двое посланных связистов погибли, их заменить пришлось Гольбрайху. Оказалось, что на месте, где проходили связисты, работал снайпер. К счастью, солдату удалось вернуться живым и вскоре стать младшим лейтенантом.
Зима 1942-1943
Декабрь 1942-го. Натиск танков Манштейна. Сдержали и выжили чудом. Оборона была прорвана, отходить пришлось по пустому снежному полю. На краю поля нашлись свои с пушками: оказалось, не стреляли, потому что давалось всего по три снаряда на одно орудие. Немцы постепенно окружали, приходилось выходить маленькими группами и порой притворяться мёртвыми.
В следующем году Ефим Абелевич уже командовал ротой. Он не успел окончить ни училище, ни офицерские курсы или полковую школу - весь опыт пришлось получать сразу на поле боя. Количество солдат в роте никогда не превышало 40 человек из-за постоянных потерь. Спустя несколько месяцев Гольбрайх получил контузию и попал в шахтинский госпиталь, где заразился тифом.
Тяжелейшие бои до попадания в госпиталь проходили на Миус-фронте, рота пополнялась всеми, кем только получалось, вплоть до беззубых стариков: им размачивали сухари в котелках. Однажды в роту попал мужчина, который сильно хромал. Оказалось, ещё с детства одна его нога была короче другой на 7 см.
- Да как же тебя в армию взяли?- Да так вот и взяли. С самой Сибири следую. Куда ни приду: да как же тебя взяли? И отправляют дальше. Там, мол разберутся. Вот и пришёл.
Дальше идти было некуда - передовая.
Штурмовая группа, в которой был Гольбрайх, смогла одной из первых водрузить советское знамя над Сапун-горой. Оборону там держали изменники - крымские татары. Бои были тяжёлыми, благо что "с неба" помогали штурмовики Ил-2.
Штрафбаты в кино и в жизни
Потом Ефима Абелевича назначили заместителем командира штрафной роты 51-й армии. Туда направляли уголовников из тыла, дезертиров, уклонистов и простых солдат за провинности. Потери были такими же большими, как и у всех, - погибнуть в пехотной роте - дело обычное.
Штраф чаще всего снимался после первого ранения или, что случалось реже, по отбытию срока. Современные фильмы о штрафбатах совсем не похожи на правду. К примеру, картины, где штрафников бьют и унижают - выдумка режиссёров и не более.
Совершенно невероятно, что такое могло произойти в действительности. Каждый офицер и сержант знают, что в бою, они могут получить пулю от обиженного... Штрафники - не агнцы божьи. И в руках у них не деревянные винтовки,
- рассказывал Гольбрайх.
Ходили ли офицеры в атаку вместе со своими штрафниками? Ходили. Порой опытных штрафников не хватало, приходилось вести в атаку самому. В одной из таких атак Гольбрайха ранило осколком, однако тот быстро поправился и вернулся на фронт.
Чем ближе к передовой, тем меньше становилось людей. И если в армейском тылу туда-сюда сновали десятки офицеров с папками, то на фронте, где велись активные бои, солдат было немного. Сначала встречались тыловые подразделения, потом - артиллерия, миномётчики, а у самого края смерти охватывало сиротливое чувство: казалось, что все куда-то пропали.
Ещё одна выдумка: заградотряды
Ещё одна выдумка режиссёров - заградотряды. В кино порой можно увидеть, как в эти части с необычными задачами отправляют бойцов-молодцов в новой форме, шинелях с красными погонами. На самом деле такие шинели полагались лишь генералам. Да и касок такие солдаты не носили: на фронте их не жаловали.
Так и выходит: сериал "Штрафбат", фильм "Гу-га" - лишь хорошая игра актёров с большими историческими упущениями. Так считают и комментаторы канала "Две войны". Так, например, Владимир Петров и вовсе назвал "Штрафбат" сериалом заказным, порочащим Красную армию.
С ним солидарен и Борис Левин, который отметил, что современные фильмы о войне снимают дилетанты, не знающие ничего об истории. Остаётся одно: читать воспоминания настоящих военных, которые служили на фронте и видели всё своими глазами.
________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.