Найти в Дзене

История Нового года: как праздновали на Руси

Оглавление

Новый год – один из любимых праздников в году, который ждут и взрослые, и дети. В привычном для нас понимании он начал зарождаться в России в 1699 году, постепенно обрастая дополнениями, новыми, порой мистическими, элементами.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ННГУ им. Н.И. Лобачевского, руководитель Центра фольклора Института филологии и журналистики ННГУ Юлия Шеваренкова рассказала, как и из чего сложился современный Новый год? Кто и что повлияли на его формирование?

Ёлка как символ нового года

У каждого практически народа мира есть представления о деревьях, которые наделяются определёнными мифологическими качествами. У русских – это берёза, которую наряжали, например, на Троицу. Вяз, на который якобы слетаются колдуны. Та же самая ёлка или еловые лапы, которыми устилают путь, когда несут покойника на кладбище.

Первое упоминание о том, что ёлка имеет отношение к Новому году зафиксировано в немецкой устной традиции. Датируется оно приблизительно началом 16 века. Тогда у немцев появляется традиция ходить 31 декабря или 1 января в лес и украшать ёлочку яблоками и сладкими изделиями – пряниками, сахарными фигурками различных животных. Постепенно этот обряд изменялся и расширялся, ветки ёлки начали приносить в дом и украшать ими домашний интерьер. И в 17-18 веке он распространяется по всей Европе, но с определённой оговоркой. В эпоху активной христианизации, хотя Германия и другие народы давно уже его приняли, традиция украшать ёлку или приносить в дом еловые ветки начинается сдвигаться на Рождество – в католическом мире это 25 декабря. Постепенно к 18 веку в Германии, Англии, странах Скандинавии возникает обычай, когда ёлка становится признаком Рождества, но не Нового года.

В 1699 году Пётр Первый издаёт Указ, согласно которому еловыми и сосновыми лапами рекомендуется украшать улицы городов. Но эта традиция не очень приживается. Но так украшали только городские ворота, некоторые питейные заведения и отдельные участки. И на протяжении 17 века она существует как некий элемент маргинальной культуры. Ситуация меняется только с началом 19 века. Нельзя точно сказать, в какое десятилетие, но благодаря совокупности культурных факторов, ёлочка становится одним из главных символов Нового года. Она очень резко и быстро становится украшением домов в городской дворянской культуре. Как это происходило? Во-первых, здесь речь, конечно же, идёт о заимствовании из культуры Германии. Дело в том, что ещё в начале 19 века в крупных городах России существовали большие поселения немецких специалистов, которые приезжали целыми семьями. Это аптекари, оптики, инженеры, генералитет, врачи. Любая народность по разным причинам сменившая место жительства, как правило, сохраняет свою культуру и традиции на новом месте. Так произошло и с немцами, которые организовали немецкую городскую слободу.

-2

Воспоминания разных писателей фиксируют, например, такие факты. Российский литературный и общественный деятель, декабрист, поэт, прозаик, критик, издатель Александр Бестужев-Марлинский писал, что в немецких семьях на Рождество было принято украшать ёлку разными игрушками. В домах это был яркий детский праздник. И за ними подсматривали в окошко, друзья немецких семей об этом рассказывали. И вот так, достаточно медленно, постепенно, на протяжении всего 19 века эта традиция подсматривания за чужой красивой культурой постепенно проникает и в русскую культуру, но исключительно городскую дворянскую.

А как на Руси?

На Руси ещё в дохристианское время сформировалась своя деревенская, народная, крестьянская культура. Это культура устная, то, что мы сейчас называем фольклором и обрядовым фольклором. И что бы показать различия городской дворянской и деревенской культурой, можно посмотреть на конкретные элементы последней. Вы заметите, что она абсолютно другая.

-3

Например, в ней нет ёлки. И её никогда не было на Руси в деревенской среде. Её не ходили украшать в лес и не приносили домой. На Рождество (25 декабря) на Руси было колядование, когда дети собирались небольшими артелями и ходили по домам колядовать с исполнением песенок. На стол ставили обрядовую еду – кутью и кашу, блюда поминального стола. И таким образом, народное Рождество – это не церковный праздник, хотя он тоже существует в церковной среде. В народной культуре Рождество – праздник поминальный. То есть день, когда вспоминали о предках, которые когда-то жили в этой семье.

А на Новый год, 1 января, на Руси не было ни ёлочки, ни Деда Мороза, ни Снегурочки. И даже праздник назывался не Новый год, а Васильев вечер. Потому что 1 января – это день архиепископа, церковного писателя и богослова Василия Кесарийского.

-4

Ещё этот день называли Щедрый вечер. И тоже также дети ходили по дворам, но пели уже не колядки, а таусеньки. К этому дню в народной деревенской культуре прикрепились много других поверий, в том числе магических. Например, обход деревни с бороной, когда мужик выходил и тащил по снегу борону – деревянное приспособление, которым летом вспахивали поле. Для чего это делалось зимой? Это был элемент так называемой продуцирующей магии, когда то, что я сделаю в первый день, то и будет во всём году. На первый день борону протащил, поле вспахал, значит и весь год поле будет вспаханным, засеянным, плодородным, урожайным. Ещё жгли на улице костёр. Символика костра какая? Огонь! В Средневековье в европейских городах факельные шествия – это обряд для того, чтобы прогнать чуму, моровую язву, оспу. А на Руси так прогоняли нечистую силу.

В следующей публикации мы расскажем о том, как в культуру празднования Нового года пришли Дед Мороз и Снегурочка.