Приходилось ли вам преподавать или учиться в таком классе, где царили настолько враждебные чувства среди учеников, что они просто не могли сосредоточиться на учебе? Был ли у вас опыт учебы или обучения в таких группах, в которых среди учеников было не принято учиться и проявлять интерес к предмету, а если кто-то показывал свою увлеченность, то его сразу награждали какой-то неприятной кличкой (например, «ботаник», «заучка»)? Те, кто сталкивался с таким опытом, знают, что все классы отличаются друг от друга в части отношения учеников к процессу обучения, а социальной психологии хорошо известен тот факт, что группы как социальные единицы оказывают влияние на поведение своих участников. Здесь мы рассмотрим лишь два аспекта групповой динамики (процессов, происходящих внутри группы), которые прямо влияют на мотивацию учеников: групповая сплоченность и нормы поведения внутри группы.
Сплоченные группы – это такие группы, которые действуют совместно, где развито сильное понятие «мы», и к которой ученикам нравится принадлежать. Следовательно, сплоченность характеризует интерес членов к группе и друг другу. Сплоченность проявляется в том, что члены группы проявляют инициативу, поддерживают друг друга и тепло приветствуют каждого. При этом в сплоченных группах мотивация к обучению постоянно растет, поскольку процесс обучения становится приятнее и все ученики совместно движутся к единой цели, помогая друг другу.
Станет ли класс сплоченным зависит не только от объективных обстоятельств, но и от некоторых факторов, которые могут внести свой позитивный вклад в этот процесс, причем многие из них находятся в сфере контроля преподавателя. Вот 10 важных факторов с некоторыми предложениями по их реализации, которые оказывают влияние на формирование сплоченных групп.
1)Время, проводимое вместе и наличие общей истории.
2)Степень знакомства членов группы друг с другом. Чтобы помочь ученикам познакомиться друг с другом, можно использовать в начале курса специальные упражнения, которые направлены на то, чтобы успокоить участников, создать условия для запоминания имен друг друга и представления личной информации. В дальнейшем учитель может создавать больше возможностей для более глубокого знакомства учеников друг с другом, выбирая задания, где предполагается представление дополнительной личной информации.
3)Физическая близость, то есть расположение нескольких учеников за одной партой, обеспечение постоянного взаимодействия. Желательно избегать той ситуации, когда ученики всегда сидят в одном и том же порядке с одними и теми же людьми. Возможно включать такие виды деятельности, которые предполагают работу в парах, в небольших группах, а также ролевые игры и проектную работу, которые обеспечивают постоянное общение учеников. Внеклассные мероприятия также могут оказаться крайне полезными.
4)Сотрудничество учеников для достижения общей цели. Для этого можно включать ролевые игры, проектную работу, задания, направленные на решение какой-то проблемы или подготовку группового отчета о проделанной работе.
5)Создание комфортной обстановки для обучения в классе.
6)Создание условий для успешного выполнения заданий всей группой, что формирует общее чувство успеха. Для этого могут, например, даваться общие задания для всей группы, головоломки, проекты, после решения которых ученики могут поздравить друг друга с успешным его выполнением.
7)Проведение внутригрупповых небольших соревнований для развития отношений между теми учениками, которые никак не могут сблизиться друг с другом, либо для оказания содействия ученикам в поиске друзей/партнеров внутри группы, если они достаточно стеснительны.
8)Наличие общей угрозы: экзамен или какая-то сложная тема могут стать тем фактором, который объединяет учеников, поскольку у них формируется чувство солидарности и стремление объединиться для решения поставленной задачи.
9)Наличие объединяющих группу символов: каждая группа может придумать себе название, ритуалы, историю, логотип и прочие атрибуты, которые будут способствовать их объединению.
10)Внесение личного вклада в развитие группы: замечено, что если ученики тратят много времени для достижения общих целей, а также объединяют усилия, то такие группы становятся более сплоченными. Поэтому важно на первых порах привлекать учеников к совместным работам.
В каждом классе есть свои правила поведения, которые определяют, что можно и что нельзя делать. Некоторые правила поведения устанавливаются учителем (например, запрещено есть на уроке), другие спонтанно формируются в процессе обучения и даже не всегда прямо где-то зафиксированы (например, запрет грубых шуток). В некоторых группах, к сожалению, формируется скрытое отрицательное отношение к успехам, что приводит к нехватке мотивации для изучения языка из-за страха быть отвергнутым в группе. Если же группа, наоборот, ориентирована на эффективное обучение, то уровень мотивации повышается.
Как учителю сформировать положительные нормы поведения в группе? Для этого необходимо сформировать понимание того, что в любой группе должны действовать определенные правила поведения, чтобы стало возможным совместное обучение. При этом нормы поведения нужно обсудить и принять всей группой. Для этого рекомендуется в самом начале курса провести процедуру нормотворчества:
1)сформулировать проекты норм поведения;
2)обосновать цели, ради которых предлагаются те или иные нормы;
3)обсудить все нормы в группе;
4)вынести дополнительные предложения и обсудить их;
5)принять правила поведения в группе.
Процесс принятия и обсуждения правил поведения может выглядеть следующим образом: сначала ученики обсуждают и выдвигают свои предложения в парах, а потом объединяются в более крупные группы. Обязательно нужно установить последствия за нарушения установленных правил. Неплохо вывести правила на какую-то стену или доску для всеобщего обозрения.
Пример правил:
Для учеников
-не опаздывать
-всегда записывать домашнее задание;
-раз в месяц допускается не выполнить домашнее задание;
-допускается пользоваться только иностранным языком;
-постараться узнать домашнее задание в случае пропуска занятия.
Для учителя
-заканчивать урок вовремя;
-проверять домашние задания в течение недели;
-всегда заранее оповещать о тестах.
Для каждого
-стараться слушать друг друга;
-стараться помогать друг другу;
-уважать идеи каждого и ценить их;
-признавать право на ошибку за каждым;
-не смеяться над слабостями другого;
-не допускать физического и эмоционального насилия.
Обычно ученики очень чутко реагируют на то, как учитель относится к установленным нормам поведения, поэтому учителю важно самому щепетильно соблюдать правила и следить за их исполнением. Если же сам учитель не будет соблюдать нормы или будет давать поблажки нарушителям, то учащиеся быстро начинают их игнорировать и не подчиняться им. Например, если группа изначально согласовала всегда записывать домашнее задание, которое должно проверяться учителем в установленный срок, то если учитель будет забывать временами его проверять, либо не будет привлекать к установленной ответственности тех, кто не выполняет задания, то скоро ученики перестанут делать домашнюю работу.
Во времена конфликтов мотивация к изучению материала падает. С точки зрения групповой динамики лучше, чтобы конфликты разрешались самими учениками, хотя звучит это, на первый взгляд, как нереалистичное ожидание. Преимущество ранее обсужденных и принятых норм ответственности и правил поведения состоит в том, что они были приняты всеми членами группы, а значит ученики имеют склонность к их соблюдению. При наличии совместно и добровольно разработанных правил, группа способна самостоятельно справиться с нарушителем во многих случаях. Кроме того, группа может проявлять себя через:
-активную поддержку учителя;
-косвенное выражение неодобрения путем ухода от взаимодействия и нежелания установления зрительного контакта;
-открытую критику нарушителя;
-применение социального карантина к нарушителю.
Однако стоит помнить, что поведение группы, ее давление может порой вызвать у ученика депрессию, а также довести до суицидальных мыслей.
К сожалению, иногда группа не обладает саморегуляцией, тогда следует вмешаться учителю. В этом случае нужно прямо озвучить проблему и обсудить ее с учениками, выяснить, что каждый может сделать для более эффективной работы. Важно также исходить из следующей идеи: «я принимаю тебя, но не твое поведение». Следует помнить, что чаще всего нарушение правил вызвано низкой самооценкой учеников, то есть злые и эгоистичные на первый взгляд ученики на самом деле напуганы и неуверенные в себе. Но в любом случае меры ответственности должны быть справедливыми, понятными и последовательно применимыми. Но, конечно, это легче сказать, чем сделать:)
Спасибо за прочтение и лайки:)