Найти тему
52,7K подписчиков

2 января — сдача Порт-Артура

218 прочитали

«На то, значит, воля Божья». Такой полной смирения фразой император Николай II отреагировал на известие о сдаче русской крепости Порт-Артур, которая произошла 2 января 1905 года.

«На то, значит, воля Божья». Такой полной смирения фразой император Николай II отреагировал на известие о сдаче русской крепости Порт-Артур, которая произошла 2 января 1905 года.

А ведь это был главный порт России на востоке империи. Город вошел в ее состав вместе со всем Квантунским полуостровом на правах аренды в 1898 году, всего за несколько лет до начала войны с Японией. Военное командование сразу же решило укрепить порт и создать вокруг него защитный рубеж. Но сейчас, оглядываясь назад, можно сказать, что русская сторона недооценила японцев. Тогдашним чиновником они казались вчерашними дикарями — где Россия, и где Япония? Ведь пятнышко на карте, плюнуть и растереть.

А между тем это «пятнышко» без предупреждения напало на Порт-Артур в 1904 году, открыв страницу его героической обороны, которая продлилась 159 дней. Уже в апреле того года город был отрезан от сообщения с основной маньчжурской армией, а в середине лета японцы вышли на ближайшие подступы к нему. С того момента крепость выдержала четыре штурма, пережила тяжесть осады и гибель эскадры.

Что касается сдачи Порт-Артура, то тут следует сказать вот что. Генерал Стессель, который командовал обороной и впоследствии стал виновным в капитуляции, был среднестатистическим генералом своего времени. И рассматривал он войну как шахматную партию — здесь пожертвовал фигурой и проиграл, а вот тут развил наступление и выиграл. Для него потеря флота означала проигрыш конкретно этой партии. А задумываться о значении потери Порт-Артура в масштабах всей страны Анатолий Стессель не хотел. Да и не мыслил он такими широкими стратегическими понятиями.

«На то, значит, воля Божья». Такой полной смирения фразой император Николай II отреагировал на известие о сдаче русской крепости Порт-Артур, которая произошла 2 января 1905 года.-2

Его безусловная вина в том, что он принял решение о капитуляции единолично и скоропалительно, без согласования с Военным советом — генералами и офицерами, которые руководили своими участками обороны. Крепость могла держаться — японцы обнаружили на складах большие запасы продовольствия, а в арсенале — 206 тысяч снарядов различного калибра. Однако Порт-Артур приказом Стесселя капитулировал, а высокопоставленный офицер вошел в историю русской армии как единственный генерал-адъютант, сам сдавшийся в плен.