Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эффект Зейгарник или Феномен незавершенных действий

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.

Сталкивались ли вы когда-нибудь с ощущением, что вы лучше запоминаете то, что не доделали, чем то, что уже сделали?

Наш мозг устроен таким образом, что нам действительно легче сфокусироваться на не выполненных делах, чем на тех, где мы мысленно или письменно проставили галочки.

Люди с избирательной памятью или как же все-таки открыли феномен незавершенных действий?

Курт Левин, известный психолог и преподаватель решил совместить приятное с полезным. Он часто проводил занятия со студентами не в аудиториях, а в кафе. Наблюдательная студентка В.Б. Зейгарник обратила внимание на то, что официант не записывает заказы, даже если они достаточно большие и у посетителей есть особые пожелания к заказу.

Блюма Зейгарник

Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

А теперь представьте себе группу студентов и преподавателя, очень сомневаюсь, что они постоянно заказывали одно и то же.

Интерес психологов быстро перешел к действиям и они попросили официанта повторить заказы каждого столика. Молодой человек справился с заданием. Но тут выяснилась одна важная деталь: он отлично помнил детали неоплаченных заказов и совершенно не помнил тех, что были оплачены.

Условная галочка или «лишняя» информация, которую не нужно больше держать в голове. Наблюдения студентов избирательной памяти официанта быстро переросли в исследовательскую часть, где начали шире разворачивать мысль о том, что люди придают разное значение оконченным и не оконченным действиям.

В.Б. Зейгарник провела ряд исследований на эту тему, написала диплом и в её честь назвали это открытие. В некоторых исследованиях участников искусственно прерывали: ваше время вышло, идите погуляйте , а другим разрешали доделать до конца. Иногда разрешали вернуться и «закрыть гештальт».

И это послужило формированию основного принципа завершения и целостности в гештальт-психологии. Согласна, не всегда это приятное чувство, когда тебе не дают что-либо доделать. И в таких случаях большинство людей стремится всё-таки завершить действие, так как задуманное намерение по какой-либо причине не удалось осуществить. Такое поведение может быть ещё связанно с повышенной тревожностью и крутящиеся мысли в голове, которые не дают или вовсе мешают заниматься текущими делами и задачами.

Интересное наблюдение в ходе эксперимента обнаружили психологи, что эмоциональное вовлечение в деятельность, которую так и не удалось завершить тоже влияет на то, будет ли в дальнейшем человек возвращаться к ней или нет.

-2

Представьте себе пару, в которой есть романтические отношения и неожиданно происходит расставание.. Без каких-ибо объяснений один из партнёров решил завершить отношения, такое внезапное решение может очень сильно повлиять на другого человека, который эмоционально находится ещё внутри той ситуации, когда вроде бы казалось, что «всё же было хорошо». И для него нет причины расставания, но сама ситуация возвращает его для поиска ответов на свои вопросы, что приводит его к появлению Эффекта Зейгарника.

Большинству людей незавершенные отношения приносят муки и страдания, и чтобы хоть как-то снизить интенсивность негативных эмоций начинают писать в социальных сетях. Психологически очень сложно справиться с незавершенными отношениями и потребность выплеснуть эмоции оправдана, и в этом случае у психологов в арсенале есть необходимые инструменты и техники, чтобы помочь прожить свои чувства.

Эффекта Зейгарника не всегда про что-то «плохое» или «негативно» окрашенное, с его помощью можно сохранять продуктивность при прокрастинации, не ждать, когда кто-то прервёт во время работы, которой вы очень увлечены, а прерывать себя самостоятельно и тогда желание вернуться и завершить будет намного выше, особенно если вернуться к ней на следующий день. Также педагоги отмечают эффективность применения феномена в обучении, и это доказывают различные проведенные исследования.

Поделитесь своими наблюдениями, какие дела больше запоминаются, те что уже сделаны или которые не удалось завершить?

Автор: Ципотан Оксана Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru

Наука
7 млн интересуются