Ездил ли русский царь на автомобиле её супруга?
За какой приз её имени боролись участники автопробега?
Предисловие.
В начале 20 века началась автомобилизация России. На смену лошадкам пришли лошадиные силы. В 1910 году в Москве число автомобилей перешагнуло цифру 500. Из них, по крайней мере, два авто имели косвенное отношение к Вичуге.
Владелец вичугских фабрик и известный либерал Александр Иванович Коновалов, который постоянно жил в Москве, в 1909 году обзавёлся лимузином французской марки Делонэ Бельвиль. Как известно, автомобиль этой же марки облюбовал российский император Николай II. Этим фактом уже обозначились будущие политические амбиции Коновалова. Вскоре у него появится ещё два авто: немецкий «Мерседес» и английский лимузин марки Даймлер, которая, как известно, ассоциируется с другими монархами – британскими.
Также в Москве тогда жил ярославский заводчик Андрей Андреевич Понизовкин (владелец вместе с младшими братьями химического завода на берегу Волги, который ныне хорошо известен благодаря замку, построенному здесь средним братом Никитой Понизовкиным). У Андрея Понизовкина в 1909 года появился автомобиль фирмы Бразье. Вскоре он также обзаведётся ещё двумя машинами. Его женой была Екатерина Викторовна Понизовкина из рода вичугских купцов Коноваловых, только из другой ветви, она была пятиюродной сестрой главного вичугского фабриканта.
Но если Александр Коновалов родился в Москве, то Екатерина Понизовкина, урождённая Коновалова, родилась в родовом гнезде, на территории будущего города Вичуги, и, таким образом, она является первой среди всех вичугских уроженцев, кто непосредственно имеет отношение к началу автомобилизации в России. А в каком качестве, об этом будет рассказано дальше.
Московское автомобильное общество.
Автомобильный бум в России начался в 1908 году, когда снизили пошлины на иномарки. В этом же году в Москве обновили правила дорожного движения под новые реалии. А в 1909 году было создано Московское автомобильное общество, которое, согласно уставу, имело «целью распространение употребления автомобилей как удобного способа передвижения, облегчения дальних поездок на автомобилях, а также сближения любителей этого спорта».
Ежегодный членский взнос составлял 40 рублей. Это двухмесячная зарплата фабричного рабочего. В 1909 году в общество вступило около 50 членов. И среди них не было ни одной женщины. В уставе было прямо написано, что членами общества не могли быть «лица женского пола». Но в следующем 1910 году ситуация изменилась – среди членов общества появилось 4 женщины. Почему это произошло, не понятно: либо устав был изменён, либо на этот пункт просто закрыли глаза.
И среди этих четырёх женщин две – это жёны братьев Андрея и Никиты Понизовкиных: Екатерина Викторовна и Роза Павловна. К середине 1913 года в Московском автомобильном обществе было уже около 600 членов и их них около 30 – это «лица женского пола».
Итак, Екатерина Викторовна Понизовкина, из купеческого рода Коноваловых, оказалась одной из пионерок российского автомобилизма. Кстати, в те времена автомобилистами называли обладателей автомобилями, а не водителей. Сами владельцы редко управляли автомобилями, для этого существовали «шофферы», которые выполняли роль аналогичную кучеру.
К 1913 году на мужа Екатерины Викторовны было зарегистрировано три автомобиля: французский Бразье, английский Даймлер и бельгийская Минерва. И ещё по одному автомобилю (Лорен-Дитрихи, увековеченные в «Золотом телёнке») было у младших братьев Андрея Андреевича – Никиты и Владимира. У братца Екатерины, Александра Ивановича Коновалова, который вступил в Московское автомобильное общество в 1911 году, было, напомним, тоже 3 автомобиля.
Автогонки в Химках.
1 (14) мая 1910 года состоялся автопробег Москва – Орёл, который был уникален тем, что на шоссе, в районе Ясной Поляны, вышел увидеть автомобили сам Лев Толстой. Один из участников пробега остановился, несмотря на угрозу штрафных очков, и побеседовал с великим писателем.
В Орле квартировался 17-й гусарский Черниговский полк, шефом которого являлся великий князь Михаил Александрович (тот самый, в пользу которого в 1917 году отречётся Николай II). В офицерском собрании полка был организован приём для участников автопробега. Но самого шефа полка не было в Орле, он находился в Англии. Прощаясь с любезными хозяевами собрания, Московское автомобильное общество объявило о назначении им переходящего приза имени 17 гусарского Черниговского полка, который будет разыгрываем на верстовых гонках.
Ближайшие верстовые гонки были назначены на 14 (27) мая 1910 г., на них был приглашен великий князь и офицеры полка. Эти гонки проводились с октября 1908 года и были уже четвёртыми. Проводились они на 17-й версте Петербургского шоссе за деревней Химки (сейчас это место находится приблизительно между пересечением Ленинградского шоссе с МКАД и Юбилейным проспектом г. Химок).
Вот что писал журнал «Автомобилист» (№9, 1910):
«К началу гонки в роскошном лимузине члена Московского автомобильного общества А.А. Понизовкина прибыл на гонку Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович, пожелавший присутствовать при розыгрыше приза в честь командуемого Его Высочеством 17-го Черниговского гусарского полка.
Встреченный председателем Моск. автом. об-ва князем Николаем Сергеевичем Щербатовым, Его Высочество, в сопровождении офицеров своего полка, проследовал в ложу, где Его Высочеству были представлены члены Моск. автом. об-ва. Выслушав от устроителя гонки доклад о правилах состязания, Его Высочество принял поднесённый ему номер журнала «Автомобилист» и милостиво расспрашивал о гонках, выразив удовольствие посмотреть состязание автомобилей, которыми Его Высочество интересуется, любя автомобильный спорт.
С разрешения Его Высочества ровно в 1.30 началась гонка. Военным оркестром был исполнен народный гимн, после чего состоялся общий выезд всех участников. Растянувшись длинной лентой, гоночные мощные машины продефилировали перед трибунами. Проезжая против ложи Его Высочества, гонщики приветствовали Августейшего гостя снятием фуражек. После общего выезда участников начались состязания…»
А теперь процитируем Википедию: «По мнению ряда историков и биографов Михаила Александровича, последний с момента подписания Манифеста об отречении Николая II и до подписания собственного манифеста (менее суток) де-юре являлся Императором Всероссийским — Михаилом II. В своём Манифесте он, оставаясь императором, предоставил Учредительному собранию, должным образом избранному народом, право решить вопрос о форме правления. Подобной трактовки также придерживается ряд современных энциклопедических изданий. По мнению историка Л. А. Лыковой, с юридической точки зрения Михаил оставался императором до самой своей смерти в июне 1918 года».
Как известно, Николай II после отречения послал телеграмму своему брату, начинающуюся словами: «Его Императорскому Величеству Михаилу II».
Получается, что в мае 1910 года в автомобиле супруга вичугской уроженки находился будущий последний российский царь?..
Первый автопробег Москва - Ярославль.
29 июня (12 июля) 1910 года Московское автомобильное общество организовало первый автомобильный пробег по маршруту Москва – Ярославль, в котором участвовал и председатель общества князь Н.С. Щербатов. Всего в пробеге участвовало 8 автомобилей, в том числе, два автомобиля братьев Понизовкиных (Никиты и Владимира).
В Ярославле среди встречающих были: ярославский полицмейстер, уездный исправник и «ярославские автомобилисты – А. А. Понизовкин и доктор Н.Я. Попов».
Как писала местная газета: "До сих пор Ярославль ничего подобного не видал. Это первый в Ярославле автомобильный праздник..."
Автопробег Москва - Нижний Новгород.
Автопробег из Москвы в Нижний состоялся 6 (19) августа 1910 года. В нём участвовало 17 автомобилей, в том числе «Лорен-Дитрих» Никиты Понизовкина. 8 августа в Нижнем Новгороде состоялась «верстовая гонка», на которую прибыл нижегородский губернатор с супругой. Среди наград разыгрывался переходящий приз Приволжского края имени Никиты и Андрея Понизовкиных за «наибольшее превышение скорости», вычисленное по особой формуле, а также приз Г.Ф. Марка «для резвейшего автомобилиста, живущего на Волге», который достался Никите Понизовкину.
Автопробег Москва – Орёл.
30 апреля (13 мая) 1911 года Московским автомобильным обществом был организован второй пробег из Москвы в город Орёл, в котором участвовал 21 автомобиль. Командорским автомобилем стал автомобиль Андрея Понизовкина «Минерва», в котором в качестве командора выступил В.А. Алексеев, редактор журнала «Автомобилист».
Второй автопробег Москва-Ярославль.
Апофеозом автомобильной славы семейства Понизовкиных стал пробег Москва-Ярославль, который состоялся 12 (25) июня 1911 года. Как написал журнал «Автомобилист» (№11): «Дивное впечатление от прошлогоднего пробега заставило Московское Автомобильное Общество внести в свою программу и в этом году пробег Москва – Ярославль».
Далее журнал написал:
«Кроме обычно выдаваемых призов машинам, пришедшим без штрафных очков, на этом пробеге разыгрывался интересный приз, пожертвованный Е. В. Понизовкиной, присуждаемый машине, израсходующей на пробеге наименьшее количество бензина, пропорционально весу и силе машины».
«Розыгрыш этого приза вызвал громадный интерес и привлёк к участию 17 автомобилей».
Анонс про этот приз был сделан в мае в девятом номере журнала «Автомобилист»: «12 июня состоится организуемый Московским Автомобильным Обществом пробег Москва – Ярославль. Между прочими призами будет разыгран пожертвованный А. А. Понизовкиным роскошный приз за наименьший расход бензина… Таким образом, испытание бензина пассажирских автомобилей является впервые в России и будет очень интересным».
То, что этот приз, в итоге, назван именем жены А. А. Понизовкина – вполне логичное решение.
Таким образом, вичугская уроженка Екатерина Викторовна Понизовкина вошла в историю автомобильной России как одна из первых женщин, чьим именем был назван приз. После этого именами вичугских уроженок назывался, пожалуй, только приз имени Е.В. и М.И. Виноградовых, который вручался передовым ткачихам в 1970-1980-е годы.
Удалось обнаружить только два более ранних «дамских» приза. В 1910 году во время «международного автомобильного испытания» С.-Петербург – Киев – Москва – С.-Петербург, организованного Императорским Российским автомобильным обществом, среди прочих разыгрывался приз Великой княгини Марии Павловны. А в 1911 году во время упомянутого выше пробега Москва – Орёл (30 апреля по ст. стилю) разыгрывался приз К.П. Зерновой. А несколько позже, во время автопробега Москва – Рига (21 июля по ст. стилю), был разыгран приз госпожи Л.Н. Барышевой.
Да, а приз Е. В. Понизовкиной «за наибольшую пропорциональную экономичность в бензине» был присужден А. А. Бабанину на автомобиле Лорен-Дитрих. Бабанин был владельцем доходных домов в Москве и активным членом спортивной секции общества.
В Ярославле участников пробега встретил Никита Понизовкин, организовав для них катание по Волге на теплоходе «Дельфин» братьев Понизовкиных, на котором играл оркестр и был предложен «роскошный обед».
***
В последующие годы Андрей Андреевич Понизовкин и его жена больше никак не засветились в событиях, связанных с автопробегами и гонками. Никита в 1912 году стал одним из организаторов автопробега Москва-Париж, лично проехав по маршруту будущего пробега и договорившись на местах о встречах и размещении участников. А как старейшина Московского автомобильного клуба он упоминался до 1916 года.
Впрочем, упоминания А. А. Понизовкина тоже были. Так 3 (16) ноября 1913 г. на «годичном празднике» Московского автомобильного общества состоялась выдача нарукавных знаков шоферам, безупречно прослужившим у членов общества 4, 6, 8 и 10 лет. За четырёхлетнюю службу, среди прочих, был награждён и Ф.П. Лукин, шофер А.А. Понизовкина.
А в 1915 году Андрей и Никита Понизовкины пожертвовали часть своих автомобилей 28-му передовому автомобильному отряду Московского автомобильного общества имени Ее Императорского Величества императрицы Марии Федоровны. Отрядом была усилена 1-я кавалерийская дивизия.