Когда Пушкин после своего знакомства с Натальей Гончаровой начал добиваться ее руки, очень многие решили, что она – просто еще одно из многочисленных увлечений поэта. Тем не менее, их бракосочетание состоялось в феврале 1831 года и после этого супруги прожили в браке следующие шесть лет. Рассказывают, что во время церемонии кольцо Пушкина упало на пол при обмене колец, ну а затем у него к тому же еще и погасла свеча. После чего поэт побледнел и сказал, что «все это - плохие предзнаменования»! Так это или нет – вопрос открытый, а вот то, что счастья ему этот брак не принес и более того, стал причиной преждевременной гибели – это неоспоримый факт. А что же касается самой Натальи Николаевны – здесь вопрос интересный.
Пушкин и Гончарова – счастливый или не очень брак?
Вообще же она в молодости действительно была красивой барышней, но в целом ничем больше не примечательной. И если бы она не вышла замуж за Пушкина, сегодня о ней бы вряд ли вспоминал кто-либо вообще, как и о тысячах ее забытых и затерявшихся в потоке времени современниц. Возможно, она вышла бы замуж за какого-нибудь офицера или составила другую хорошую для себя партию, и кстати – не исключено даже, что с неким Жоржем Дантесом. Ведь известно, что тот влюбился в нее и всячески пытался ухаживать, причем, эти ухаживания нашли у Натальи отклик.
Правда, нет доказательств того, что она была неверна своему супругу, но ведь если бы брак с ним не состоялся, то его вполне можно было бы заключить и с этим блестящим французом. Тогда тот скорее всего бы осел в стране и не возвращался домой во Францию, ну а Пушкин имел все шансы прожить гораздо более длинную жизнь. Лет на 30-40, а может даже и больше.
Да, Наталья Николаевна была красивой, во всяком случае это следует из ее хорошо известного портрета, сделанного художником Александром Брюлловым. На тот момент ей было 19-20 лет и она действительно выглядит красавицей, но вот вопрос – на насколько этот портрет соответствует реальности? Ведь не секрет, что художники частенько приукрашивали внешность своих заказчиков – поскольку те платили им деньги и если бы работа им не понравилась, то больше заказов от них было не видать. Поэтому крайне интересно сравнить такой портрет со сделанной примерно в одно время фотографией – здесь все сразу будет видно.
Преждевременная старость и легкое косоглазие
Вот только при жизни Пушкина она пребывала в самом зачаточном состоянии и первые более-менее приличные фотоснимки появились лишь в начале 1840-х годов. Поэтому облик знаменитого поэта на них не запечатлен, а вот Наталье Гончаровой повезло больше – она умерла в 1863 году, когда фотография стала вполне обычным делом. И незадолго до смерти было с ней сделали несколько снимков, сохранивший реальный облик это женщины в возрасте чуть больше 50 лет. Тогда она жила в Ницце, куда уехала для продолжительного курортного лечения.
Вообще-то если честно, женщине на этой фотографии можно дать заметно больше, чем ее реальный возраст – не около 50, а за 60, а то и под 70 лет. Конечно, возможно свою роль сыграла и болезнь, но здесь будет любопытно сравнить фотографии с портретом 1856 года художника Карла Ларша, не говоря уже о еще более ранних. Контраст будет очень уже резким и объяснить его одной лишь болезнью наверное затруднительно. Остается только пожалеть, что нет более ранних фотографий Натальи Гончаровой (тогда уже Ланской, по ее второму супругу).
Еще один нюанс – современники будущей жены Пушкина описывая ее внешность называли ее «косенькой». Другими словами, Наталья имела легкое косоглазие и хотя это не особенно серьезный физический недостаток, тем не менее, он был вполне себе заметным. И если внимательно присмотреться, то это можно заметить и на ее портретах, хотя конечно же, для Пушкина это особенного значения не имело.
Как признавался накануне свадьбы сам Александр Сергеевич, ему уже исполнилось 30 лет, а в таком возрасте уже просто пора остепениться и обзавестись семьей. Поэтому с его стороны это был скорее брак по расчету, хотя к нему, разумеется, примешивались и чувства. По-видимому это же можно сказать и о Гончаровой, которая через 7 лет после гибели поэта во второй раз вышла замуж – за генерала Петра Ланского. Она взяла его имя и в новом браке родила еще троих детей, причем, дети от обоих браков поддерживали друг с другом хорошие отношения. В общем, романтики здесь куда меньше, чем считают многие.