Кем на самом деле был анархистский батька
Про перелопаченную экспозицию Музея Политической истории России я рассказывал неоднократно. Что же осталось интересного? А многое! Например, тачанка Нестора Махно – теперь на ней показывают видеоарт, а можно было бы показать нечто иное! Например, коллекцию женских платьев, в которые регулярно переодевался атаман.
Справка: Махно Нестор Иванович 1889-1934 г. Анархист, предводитель повстанческого движения на юге Украины во время Гражданской войны в 1918-1921 годах. Прославился тем, что воевал одновременно с красными, белыми и частями германской армии, оккупировавшими Украину по условиям Брестского мирного договора. В августе 1921 году после ряда поражений с остатками армии перешел границу с Румынией. Остаток жизни провел в эмиграции в Париже, где скончался от туберкулеза.
Гардероб анархиста
- Нестор Махно – одна из самых ярких и неоднозначных фигур Гражданской войны, - рассуждает историк Олег Чернов – Советская пропаганда представляла его исключительно в образе бандита-беспредельщика, при этом, исследовать жизнь Махно поглубже не пытался никто. И напрасно! Его биография пестрит самыми невероятными фактами, о которых не догадывается никто.
Немногие, к примеру, знают о том, что легендарную тачанку – самое известное оружие и транспортное средство Гражданской изобрел и впервые применил Махно. Достаточно быстро оригинальной идеей воспользовались и красные и белые. Первая же тачанка – та самая, на которой колесил по украинским степям легендарный батька, дожила до наших дней. После разгрома махновцев в 1921 году ее пригнали в Петроград. Сперва, коляска с пулеметом «Максим» выставлялась в Эрмитаже, а позже ее перегнали в Государственный Музей Политической Истории России. Почти столетие она отстояла в холле возле гардероба. В советское время информация о владельце тачанки скрывалась и лишь относительно недавно на ней появилась соответствующая табличка.
- Кроме тачанки любителям истории можно показать массу интересного, - считает Олег Чернов – Обоз, брошенный отступающими махновцами был доставлен в Петроград целиком. В числе прочего там оказалось невероятное количество самых разнообразных женских платьев. Невероятно, но все их Махно одевал лично.
Пуля от невесты
Внимательно изучив биографию Махно, историки пришли к выводу, что батька не страдал транственстизмом. Он им наслаждался. Еще молодым Нестор увлеченно играл в любительском театре в родном Гуляйполе. Юноша с мягкими чертами лица и длинными вьющимися волосами с удовольствием брал на себя женские роли, практически моментально перевоплощаясь в гарную украинскую дивчину. В дальнейшей биографии батьки это сыграло роковую роль. В августе 1908 года Махно попал в тюрьму. Первоначально за участие в разбое его приговорили к смертной казни, но затем ее заменили пожизненным заключением. 9 лет – до самой февральской революции Махно провел в каторжном отделении Бутырской тюрьмы в Москве, где его… ну не буду писать, что… Мягкий и длинноволосый юноша стал…. А вот тем самым! Не исключено, что именно это подтолкнуло его на путь анархии и отрицание любой власти.
- Освобожденный революцией как политзаключенный Махно тотчас едет на Украину и сразу же возвращается к любимому занятию – констатирует Олег Чернов – Судите сами.
Из воспоминаний Нестора Махно, опубликованных в Париже в 1926 году: «В центр Гуляйполя я пошел, переодевшись в зеленое женское платье, специально для этого купленное на базаре в Киеве. Иного способа вернуться домой я не видел…».
Практически вся последующая деятельность батьки на Украине представляет собой бесконечную череду перевоплощений. Официальную деятельность в множестве выборных органов, руководство бандой, а позже целой армией, Махно умудрился соединить с оригинальными проявлениями трансвестизма. Интересно, что атаман не только не скрывал собственных наклонностей, но всячески афишировал их и пытался убедить товарищей по оружию, что переодевается в женское, ради успехов революционной борьбы. При таком раскладе акции махновцев превращались в настоящие театрализованные шоу. Именно в женском образе Махно предпочитал расправляться с врагами. Так, в 1919 году батька со товарищи устроил настоящую бойню в станице на берегу Азовского моря. Белым днем к зданию штаба подъехала «тройка», из которой вышла компания пьяных мужчин и девица в белом платье с круглым животом. С криками «Пусть пан офицер нас повенчает!» молодые вломились в штаб. Из бутылок с грохотом вылетали пробки, а «невеста» лезла к офицерам целоваться. Едва охрана расслабилась девица, жених и гости достали пистолеты. Махно – а в белое платье переоделся именно он, перебил всех, кто находился в здании и завладел штабными документами и полковой кассой белогвардейцев.
Атаман женился на Володе
- Возможно, у Нестора Ивановича был идеал, в который он пытался перевоплотиться – универсальное существо с признаками обоих полов, - рассуждает Олег Чернов. – Именно такие мотивы обычно движут трансвеститами. Поиски этого идеала отразились в личной жизни батьки самым причудливым образом.
Практически сразу по возвращении домой Махно женился на землячке Анастасии Васецкой. Любопытно, что новоиспеченные супруги познакомились по переписке во время нахождения будущего батьки в Бутырской тюрьме. Васецкая родила Нестору сына, который умер, прожив всего неделю. После этого события их брак и распался, тем более что у Махно появилась новая спутница – Маруся Никифорова. Вопрос о том, была ли казачка-баба, лично командовавшая бандитами и отсидевшая срок за разбойное нападение с убийством, женщиной в физиологическом смысле этого слова до сих пор остается открытым. Дело даже не в том, что большую часть времени новая спутница атамана проводила в мужской одежде и седле. До знакомства с батькой она часто просила называть себя Володей, сокамерницы же Никифоровой по Новинской тюрьме рассказывают и вовсе удивительные вещи.
Вот что пишет в своих воспоминаниях, вышедших все в той же Франции, анархистка Екатерина Никитина: «От нас она явно пряталась, раздевалась под одеялом, не мылась, как все мы в уборной до пояса… это оказался не мальчик и не девочка, а полного и редкого типа гермафродит. Мы стали звать ее «Оно»…
Собственного идеала в лице Маруси Никифоровой батька, впрочем, не нашел. Их отношения продлились недолго. Очередной, на сей раз последней женой атамана стала Галина Кузьменко, последовавшая вместе с Нестором и маленькой дочкой в эмиграцию. В отличие от батьки они вернулись на родину, правда, в качестве заключенных. Во время фашистской оккупации Франции семья Махно попала в концлагерь на территории Польши. С приходом советских войск родные атамана сменили одну тюрьму на другую. Галину Кузьменко осудили к 10 годам лагерей, а дочь Махно Елену приговорили к пятилетней ссылке. Остаток жизни и та и другая провели в Казахстане.
Кстати
Россией правил трансвестит
Страстное желание переодеваться в женскую одежду испытывал и другой деятель той поры – глава временного правительства Александр Керенский. В ночь октябрьского переворота он бежал из Зимнего дворца, нарядившись медсестрой. Пикантность ситуации придает то, что в момент переодевания Керенский формально являлся российским правителем. Получается, что нашей страной некоторое время руководил трансвестит.