Дорогие читатели и гости данного блога!
Настало время совершить виртуальную экскурсию в еще один исторический, чрезвычайно интересный и во многом уникальный русский город, который по ряду причин пока что не стал массовым туристическим направлением. Речь в сегодняшней статье пойдет о Ка́ргополе (ударение на первый слог), 8-тысячном городке, стоящем на левом берегу реки Онеги на юго-западе Архангельской области. Каргополь, «медвежий край» или «воронье поле», являющийся одним из древнейших торговых городов на всем Русском Севере, с давних времен славится своим церковным зодчеством, ремесленными традициями и умиротворенным, патриархальным укладом, придающим этому северному городу особое очарование. Вот только в наше время Каргополь, словно оторванный от цивилизации (железная дорога проходит в 80 километрах от города, а до ближайшего административного центра, Вологды, без малого 400), погрузился в настоящее безвременье. И это во времена, когда по всей стране внутренний туризм развивается стремительными темпами. Давайте вместе прогуляемся по каргопольским улицам, узнаем, чем примечателен этот северный город и чего ему не хватает для того, чтобы стать популярным туристическим центром.
Начнем нашу прогулку с каргопольских окраин. Впрочем, само понятие окраины в небольшом 8-тысячном городке размером один на четыре километра весьма относительное. В качестве исторического центра здесь выступает буквально пара улиц, протянувшихся вдоль реки Онеги [не путать с Онежским озером], где и сосредоточено большинство достопримечательностей. Вокруг них расположился частный сектор, а роль своего рода микрорайонов играют пара кварталов с советскими двухэтажками.
Не будь в Каргополе ряда выдающихся памятников традиционной русской архитектуры, город смотрелся бы совсем серым и депрессивным: покосившиеся, полуразрушенные избушки, по большей части разбитые, неасфальтированные дороги, отсутствие внятного ухода за городским хозяйством и благоустройства. Плюс падение количества жителей с 13 300 в начале 1990-х до нынешних 8 700, как лишнее подтверждение низких зарплат и отсутствия внятных перспектив развития.
Свой отпечаток на мои впечатления от посещения Каргополя наложила еще и промозглая северная погода с висящей в воздухе моросью. Я долго откладывал поездку в этот старинный городок и в итоге, взяв билеты на середину ноября, рассчитывал, что попаду из дождливой Москвы в настоящую зимнюю сказку. Вот только зима с приходом припозднилась, а осень, напротив, решила напоследок разгуляться.
Конечно, некрасивым Каргополь не назвать, но и красота здесь совсем иного рода, нежели в Суздале, Коломне или других туристических городах Центральной России. Она здесь не набрасывается на тебя и не окружает со всех сторон, удивляя шикарным видом многовековых зданий, общей отреставрированностью и отремонтированностью. В Каргополе ее еще нужно разглядеть, заодно представив, как могло выглядеть то или иное здание в свои лучшие годы.
Но чем ближе центр города, тем ярче, наряднее и уютнее начинает выглядеть Каргополь. Здесь деревянная архитектура уступает место каменной, почти все здания выглядят достойно и хоть минимально, но отреставрированы, а депрессивная атмосфера сменяется неподдельным духом старинного уездного городка, по сей день являющегося настоящей жемчужиной Русского Севера.
Сам Каргополь был основан в далеком 1146 году, то есть на год раньше Москвы, и издревле считался важным форпостом на севере Русского государства. В дальнейшем Каргополь имел важное торговое значение: здешние купцы активно торговали солью, пушниной, лесом и железом. В городе также развивался ряд промыслов и ремесел: гончарный промысел и глиняная игрушка, выделка беличьих мехов, плетение из бересты и многие другие. До революции Каргополь оставался ведущим городом в губернии после Петрозаводска и Вытегры и был единственным, носившим отпечаток старинного русского города, чему прежде всего способствовало большое количество отлично сохранившихся храмов и монастырей.
Историческим центром города, более того, его сердцем является Соборная площадь, архитектурный ансамбль которой включает в себя три церкви и одну колокольню, построенные с XVI по XIX века. Несмотря на разные архитектурные стили и даже разные века постройки, все четыре здания удивительным образом дополняют друга, формируя один из наиболее целостных ансамблей сакральной архитектуры во всей России.
Соборная площадь во все времена служила самым оживленным местом в городе: каждую неделю на шумные ярмарки со всей округи сюда съезжались десятки и сотни продавцов и покупателей, а паломники в свою очередь стремились помолиться в здешних церквях. В наше время площадь перестала быть центром общественной жизни Каргополя, превратившись скорее в музей под открытым небом.
А одно из здешних сооружений, а именно, Введенская церковь 1810 года постройки еще в начале 1930-х была передана Каргопольскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику и на сегодняшний день является главным музейно-выставочным пространством в городе.
Местный краеведческий музей для столь небольшого провинциального городка исключительно хорош, да и к тому же весьма недорог. Экспозиция рассказывает об истории Каргополья и всего Русского Севера, важнейших вехах и событиях в жизни этого северного края.
Музей к тому же идет в ногу со временем, реагируя на современные тренды цифровизации: рядом со многими экспонатами размещены QR-коды, содержащие всю необходимую информацию. Но вот незадача: массивные стены бывшей церкви практически не пропускают мобильный сигнал. Что ж, местные тетушки-смотрительницы хорошо осведомлены об этой проблеме и оперативно предлагают подключиться к прекрасно работающему музейному вай-фаю.
А на первом этаже бывшей церкви расположен главный (и как бы не единственный) в городе сувенирный магазин. Ну, а в свою очередь главным и наиболее ходовым товаром здесь является знаменитая Каргопольская игрушка, старинный художественный промысел, распространенный в городе еще в давние времена и возрожденный в середине XX века местными мастерами. Каргопольскую игрушку традиционно создают из небольшого куска глины, вручную придают нужную форму, просушивают и обжигают в печи, а затем украшают росписью. Выглядят фигурки очень самобытно, причем некоторые из них – шуточные и обыгрывают сценки из провинциальной жизни, а другие, напротив, содержат в себе глубокий, почти что философский смысл. А главное, туристу, приехавшему в Каргополь, абсолютно незачем ломать голову над тем, что именно привезти в качестве сувенира родным и близким.
Напротив Введенской церкви располагается белокаменный Христорождественский собор, построенный еще в 1562 году, самое старое дошедшее до наших дней сооружение в городе. Со временем собор неоднократно перестраивался и обрел иной, далекий от первоначального облик, но, как и прежде, остается главной святыней Каргополя, даже несмотря на то что на сегодняшний день служит музейным объектом.
Еще один архитектурный памятник Соборной площади – Гостиный двор, здание 1808 года постройки, в наше время, правда, не то заброшенное, не то законсервированное в ожидании будущей реставрации.
Ну, а за ним начинается городская набережная Онеги, заметно преобразившаяся в 2019 году. Из заросшего дикого берега сделали весьма уютное пространство для прогулок и отдыха.
С вытянутого деревянного рыбацкого мостика открываются наиболее живописные панорамные виды Каргополя. Сочетание природы и рукотворных сооружений, выглядывающие из-за деревьев маковки церквей и колоколен – традиционный для России и до боли знакомый пейзаж малых исторических городов нашей страны.
Вообще Каргополь среди прочего удивителен тем, что здешние церкви строились на протяжении нескольких веков, с XVI по XIX, если быть точным. Ведь зачастую бывает, что все главные достопримечательности, в том числе и культовые сооружения, в городе N были построены в течение 100-150 лет. Обычно это можно связать с пиком развития города, который пришелся на тот или иной исторический период. Например, в случае с северными городами это можно объяснить прохождением здесь одного из ключевых торговых путей России, значение которого резко снизилось после выхода к Балтийскому морю. Но каким-то чудесным образом именно Каргополю никакие перемены оказались не страшны, и новые церкви исправно строились здесь каждое столетие. На фото ниже – Воскресенская церковь, построенная в традиционном русском стиле в конце XVII века.
Ну, а второй и по размерам, и по значению церковный ансамбль Каргополя находится менее чем в километре от Соборной площади, на сей раз на площади Красноармейской, ранее – Старая Торговая (Благовещенская) площадь. В одной ее части расположены Благовещенская и Никольская церкви, построенные в 1692 и 1741 годах соответственно.
Первая, несмотря на всю внешнюю строгость своей композиции, при ближайшем рассмотрении оказывается чрезвычайно богато декорирована. Каждый каменный наличник здесь украшен по-своему, а вместе они складываются в неповторимый внешний облик сооружения.
Вторая, Никольская церковь, выглядит несколько скромнее, но при этом весьма интересна сочетанием различных объемов, возникших благодаря многочисленным перестраиваниям здания. Увы, обе церкви сильно пострадали в советское время и на сегодняшний день закрыты. Согласно открытым данным, обе в настоящее время реставрируются, хотя вокруг не заметно ни намека на проведение каких-либо работ.
А на противоположной стороне площади расположился еще один шедевр архитектуры Русского Севера – белокаменная церковь Рождества Богородицы, также украшенная уникальными резными наличниками. Построенная в 1682 году церковь являлась единственной на все Каргополье действовавшей в советское время. Вот и в наше время, насколько мне удалось понять, это главный действующий православный храм в городе.
Ну а на дальней окраине Каргополя, от центра идти целых 15 минут, расположена еще одна необычная церковь Зосимы и Савватия на Горке, выполненная в классическом стиле. Формально церковь является самой новой среди всех исторических храмов города, освящена она была лишь в 1819 году. В наше время внутри располагается концертно-выставочный зал, закрытый на момент моей поездки.
А на противоположном конце города расположилась Троицкая церковь, построенная все в том же классическом стиле, но 29 годами раньше. Довольно массивное, но при этом изящное сооружение, сегодня также входящее в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. И тоже закрытое по неизвестным причинам (допускаю, что посещение возможно по предварительному согласованию). С одной стороны, конечно, понятно, что небольшому городку сегодня не нужно столько действующих церквей, с другой – жаль, что стоят они закрытые, без внимания и должного ухода. И даже как побывать внутри, толком непонятно.
Есть ли в Каргополе другие достопримечательности, кроме церквей, бывших и нынешних? Чего-то сверхъестественного, будем честны, здесь нет. Все-таки город в первую очередь примечателен именно своей церковной архитектурой, тогда как жилая застройка во все времена была преимущественно деревянной. Бывших каменных купеческих особняков на весь город наперечет, ярких примеров деревянного зодчества и того меньше.
А те, что дошли до наших дней, к сожалению, переживают далеко не самые лучшие времена. Не помогают даже таблички с надписями «Объект культурного наследия» и «Подлежит государственной охране».
Встречаются, увы, и совсем уж неутешительные примеры:
Есть, конечно, и плюсы, куда же без них, но пока слишком уж незначительные и малозаметные. Например, в самом центре города относительно неплохо благоустроили пару скверов и площадей. Вроде как, затевается какая-то глобальная реконструкция центральной площади. Плюс реставрация церкви Иоанна Предтечи на Соборной площади. Размах пусть пока и не велик, но так ведь и Москва не сразу строилась. К тому же не стоит забывать, что Архангельская область – регион довольно депрессивный, бюджета, очевидно, на все подобные проекты не хватает. Хотя, например, крошечный Сольвычегодск обновили весьма основательно.
Да и к тому же в Каргополе пока что и других проблем хватает, с ними бы разобраться. Поставить в центре пару-тройку лавочек и фонариков, да освещение провести, конечно, хорошо. Будет, где заезжему туристу с дороги отдохнуть. Но только для начала бы дороги нормальные проложить, поменять асфальт, залежавшийся с советских времен, тротуары нормальные сделать, чтоб местным жилось покомфортнее. Это все-таки первично. Другое дело, что вещи это взаимосвязанные: турист приедет, копеечку привезет. Глядишь, немного и на перекладку асфальта останется.
А то в одном из дворов мне и вовсе довелось увидеть совсем уж неприглядную картину (фото ниже). Какие там скверики в центре, покуда обычный двор в километре от этого самого центра таким образом выглядит? Очень хочется надеяться, что выглядит он так на время ремонта и перекладки коммуникаций, которые не успели закончить до наступления распутицы. А что, если нет?
А то ведь и те дворы жилых домов, где никаких ремонтных работ не наблюдается, тоже выглядят далеко не самым лучшим образом. Вот только подобная картина с учетом суровой (зачастую промозглой) северной погоды более чем прогнозируема и, надо полагать, с незавидной регулярностью повторяется из года в год, превращая неасфальтированные дворы и дороги Каргополя в болота. Что уж говорить о других, нетуристических и еще более «отдаленных от цивилизации» городах.
Встречаются в Каргополе и деревянные тротуары, как один из способов борьбы с осенне-весенней грязью. Да и просто это весьма милая особенность наших северных городов, лично мне такие встречались только в Архангельской и Вологодской областях (хотя не исключаю, что где-то в других регионах тоже сохранилось нечто подобное). Смотрится очень самобытно и как-то традиционно по-русски.
А в завершение статьи хотелось бы перенестись в начало. Ведь приехал-то я в Каргополь еще с вечера и, честно говоря, планировал перед сном немного погулять по городу. Но стоило лишь немного отойти от автовокзала, рядом с которым еще расположены пара супермаркетов, как город резко погрузился во тьму. Добираться до гостиницы пришлось практически наощупь, а обстоятельный осмотр города оставить уже на следующий день. По итогу посещение Каргополя оставило довольно смешанные впечатления: с одной стороны, очень красиво, чувствуется дух и атмосфера старинного, уездного города, наполненного отличными достопримечательностями, с другой – совсем не так должен выглядеть туристический центр области, старинный городок на Русском Севере, один из 45 исторических населенных пунктов нашей страны. Хотелось бы верить, что начатые пока еще скромные преобразования будут продолжены, сам Каргополь расцветет и будет привлекать все новых туристов со всей России.
И на этом о Каргополе на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также статьи о других чудесных малых городах и селах России:
— Великий Устюг
— Осташков
— Белозерск
— Сольвычегодск
— Торопец
— Тотьма
— Касимов
— Галич
— Кинешма
— Гороховец
— Ферапонтово
— Нило-Столобенская пустынь
— Кириллов
— Кимры
— Арзамас
— Дивеево
Буду рад, если вы подпишетесь, и уже в самое ближайшее время обещаю порадовать новыми статьями об интересных местах в Москве, России и за рубежом!