В успехе любого бизнеса — а особенно при запуске стартапа — важно продумывать каждый шаг. Однако начинающие предприниматели не всегда знают, как стартапу стать успешным бизнесом и часто совершают ошибки, которые становятся роковыми. В этой статье рассмотрим, что делать и чего не делать предпринимателям в начале пути, и дадим практические советы, как не повторять чужих ошибок.
- Не инвестировать в найм сотрудников
- Устанавливать неизмеримые цели
- Не вкладываться в маркетинг
- Не учитывать себестоимость
- Устанавливать завышенные цены
- Не учитывать боли ЦА
Не инвестировать в найм сотрудников
Почему это проблема. Найм квалифицированных сотрудников — один из ключевых элементов успеха бизнеса. Допустим, у вас стартап в сфере разработки программного обеспечения. Вы можете сэкономить и нанять людей с минимальным опытом или даже без него. Однако, если новые сотрудники не обладают нужными навыками, они могут, к примеру, проектировать функционал, не учитывая технические ограничения — производительность, масштабируемость или совместимость с другими системами — и создать систему, которая из-за неправильного выбора технологий не сможет масштабироваться с ростом количества пользователей. Наоборот, когда вы инвестируете в высококвалифицированных специалистов, они ускоряют рост и развитие бизнеса за счёт своих опыта, знаний и умений. Опытные разработчики знают, что система создаётся не на один день, и при её создании учитывают и потребности заказчика, и функциональные ограничения, и таким образом экономят бизнесу время и деньги.
Найм непрофессионалов может повлечь за собой и другие издержки: необходимость повторного обучения, исправление ошибок, потерю времени на корректировку процессов. Это все в итоге приведет к дополнительным расходам и замедлит создание стартапа.
Кроме того, профессионалы привносят в команду важный элемент мотивации и вдохновения. Их опыт и преданность делу могут стать примером для других сотрудников и помогут создать сильную и эффективную команду.
Когда речь идет о бизнесе, где жесткая конкуренция, инвестирование в высококвалифицированных сотрудников — это не роскошь, а стратегическое решение, которое определяет успех и процветание бизнеса в долгосрочной перспективе.
Что делать.
- Заложите в бюджет стартапа расходы на оплату квалифицированных специалистов. Это не расточительство, а инвестиция в будущее компании.
- Предоставьте сотрудникам возможность постоянно улучшать навыки. Обучение помогает не только повысить профессиональный уровень, но и укрепить мотивацию.
- Разработайте систему поощрений, которая будет мотивировать сотрудников к достижению результатов — не обязательно материальное поощрение, общественное и профессиональное признание тоже подойдут.
- Поддерживайте атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в коллективе. Когда люди чувствуют себя в команде комфортно, они лучше работают.
- Давайте возможность команде высказывать идеи и мнения. Это создаёт атмосферу открытости и вдохновляет на активные действия.
Устанавливать неизмеримые цели
Почему это проблема. Без четко определенных целей вы будете тратить усилия в пустую, неэффективно использовать ресурсы и, в конечном итоге, результативность бизнеса снизится. Допустим, вы решили открыть интернет-магазин, но конкретные цели по увеличению объёма продаж не установили. Вы просто работаете, надеясь на лучшее. Следовательно, вы не сможете оценить эффективность стратегии — что работает, а что нет. А через некоторое время скорее всего потеряете конкурентную позицию, так как рынок не стоит на месте, и пока вы двигаетесь по инерции, настроенные на рост конкуренты быстро вас обгонят.
Что делать. Чтобы бизнес рос, нужно ставить цели. Они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени — SMART-цели. Вот, как будет выглядеть цель, установленная по методике SMART. Цель: Увеличить ежемесячную выручку от продаж на 30% за следующие 6 месяцев.
- Конкретная. Цель четко определена. Увеличить выручку от продаж определено как конкретное улучшение финансовых показателей.
- Измеримая. Цель измерима и имеет критерии для оценки прогресса. Критерий — увеличение выручки на 30%. Здесь должна быть ежемесячная отчетность для контроля прогресса.
- Достижимая. Цель реалистична и достижима с учетом имеющихся ресурсов и возможностей бизнеса. Исследование рынка показывает потенциал для увеличения продаж. А у бизнеса имеются стратегии для расширения клиентской базы или улучшения маркетинговых усилий.
- Релевантная. Цель соответствует бизнес-стратегии и имеет значимость для компании. Увеличение выручки поможет достичь финансовой устойчивости и роста компании, позволит инвестировать в дальнейшее развитие проекта.
- Ограниченная по времени. Цель имеет конкретные сроки выполнения. Увеличить выручку на 30% необходимо за 6 месяцев.
Этот подход к постановке целей помогает четко определить, какую цель вы хотите достичь, и предоставляет структурированный план для оценки прогресса на каждом этапе. Чтобы контролировать выполнение целей, важно:
Определить и придерживаться ключевых показателей производительности (KPI), которые помогут измерить прогресс и эффективность достижения цели.
Отслеживать прогресс и своевременно корректировать стратегию, если что-то идет не так.
Не вкладываться в маркетинг
Почему это проблема. Отсутствие эффективного маркетинга ограничивает видимость бизнеса на рынке. Предположим, вы продаёте межкомнатные двери, но не вкладываетесь в маркетинг. Потенциальный рынок не знает о вашем существовании, и объём вашей прибыли в лучшем случае стоит на месте. У конкурентов есть маркетинговая кампания, которая увеличивает их видимость на рынке. Каждый месяц они продают всё больше дверей, потому что к ним приходит всё больше клиентов. В результате ваш оборот снижается, а конкуренты укрепляют свои позиции.
Что делать. Чтобы эффективно вкладываться в маркетинг и оценивать его эффективность, помогут следующие шаги:
- Определите конкретную сумму денег, которую вы готовы выделить на маркетинг. Это может быть процент от выручки.
- Поставьте маркетинговые цели — увеличить узнаваемость бренда, привлечь новых клиентов или увеличить продажи конкретного продукта.
- Выберите каналы, где находится ваша аудитория: социальные сети, контент-маркетинг, поисковая оптимизация, реклама на телевидении, радио, печатные издания.
- Не вкладывайте все ресурсы в один канал. Выберете несколько и тестируйте. Что-то сработает, что-то нет — это нормально. Если вы вложите все деньги в один канал, и он не сработает, будет как минимум грустно.
- Регулярно оценивайте результаты. Например, если используете онлайн-маркетинг, оценивайте трафик на сайт, конверсии, ROI и другие метрики.
- Анализируйте полученные данные и корректируйте стратегию маркетинга. Если какой-то канал не приносит ожидаемых результатов, стоит направить бюджет в более эффективные каналы.
Не учитывать себестоимость
Почему это проблема. Одна из наиболее частых ошибок стартаперов — не считать себестоимость. Если не учитывать себестоимость, в будущем вас ждёт неправильное ценообразование, неэффективное управление затратами, потеря конкурентоспособности, неправильное финансовое планирование и риск неоправданных инвестиций.
Предположим, у вас есть небольшая пекарня, и вы решаете выпустить новый вид хлеба, используя новую технологию выпечки. Если вы упустите из виду затраты на электроэнергию, воду, и другие скрытые расходы, себестоимость окажется выше, и продукт станет убыточным. Без учета этих затрат вы будете терять прибыль, и в конечном итоге неокупаемый товар может повлиять на общую финансовую устойчивость бизнеса.
Что делать. Учет себестоимости – это не просто бухгалтерская формальность, а ключевой элемент успешного ведения стартапа. Рассмотрим, как её считать.
- Тщательно изучать расходы. В ресторанном бизнесе в цену блюда необходимо закладывать не только стоимость ингредиентов, но и затраты на электроэнергию, амортизацию оборудования, зарплаты персонала и даже расходы на уборку.
- Учитывать изменения на рынке. Так, розничный магазин электроники при расчете себестоимости товаров должен учитывать изменения курса валют и тарифы на доставку.
- Пересматривать ценовую политику. Если владелец интернет-магазина одежды не хочет нести убытки, он должен регулярно пересматривать цены, учитывать рост стоимости материалов и транспортных расходов.
Устанавливать завышенные цены
Почему это проблема. Высокие цены могут отпугнуть клиентов, а низкие — подорвать прибыль. Если цены выше рыночных, никакие маркетинговые инструменты не сработают и новых клиентов не привлекут.
Низкие цены, например, в розничной торговле, хотя и привлекут клиентов, но могут стать убыточными из-за неучтенных затрат и непокрытых издержек.
Что делать. Устанавливать релевантные цены следует с учётом следующих моментов.
- Анализ конкурентов. Он позволяет понять, как позиционируются конкуренты на рынке и какие цены они устанавливают.
- Ценность продукта для клиентов. Покупатели оценивают продукт по соотношению цены и качества. Цена должна соответствовать ценности с точки зрения клиентов. Например, сервис по праслушиванию аудиокниг может устанавливать ежемесячную абонентскую плату, но в неё должен входить доступ к большому числу качественных аудиокниг, иначе люди не будут подписываться. А кроме того, покупатель всегда сравнивает цены. Если видите, что у вас они выше, ищите возможности для оптимизации: новые поставщики, отказ от необязательных расходов или даже новый ассортимент.
Не учитывать боли ЦА
Почему это проблема. Создавать продукты или услуги без учёта потребностей целевой аудитории опасно, так как такие продукты не будут пользоваться спросам на рынке. Успех бизнеса полностью зависит от того, насколько он способен удовлетворить потребности целевой аудитории. Например, магазин экзотических продуктов в сельской местности должен учитывать вкусы и потребности покупателей, иначе их продукция останется на полках склада.
Что делать.
- Активно исследовать потребности целевой аудитории, чтобы понять, что на самом деле нужно клиентам и какие проблемы они пытаются решить.
- Адаптировать продукт под требования клиентов. Например, химчистка может ввести дополнительную услугу: сама забирать вещи у клиентов и привозить обратно после обработки, чтобы увеличить число заказов за счёт тех, кому всегда некогда.
- Собирать обратную связь, чтобы понять, что именно нравится или не нравится клиентам. Например: Онлайн-магазин отслеживает метрики, видит, что покупателям сложно делать заказ, и корректирует интерфейс сайта.
Вывод:
Чтобы избежать этих распространенных ошибок при создании стартапа требуется внимательно планировать стратегии развития бизнеса, быть гибким и постоянно обучаться. Не забывайте корректировать свой план, основываясь на опыте и обратной связи. Решение проблем на ранних этапах поможет вам создать успешный стартап, который будет процветать долгие годы.