Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Уважаемые коллеги, подписывайтесь на мой канал! Хочу быть вам полезной.
В конце статьи - "волшебная фраза" специально для Тебя на сегодня))
Занятие № 31.
Задачи:
Продолжать формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифры «1,2,3,4,5,6,7,8,9».
Продолжать развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным и порядковым счетом (1,2,3,4,5,6,7,8,9);
· сравнивать предметы по величине с помощью глазомера;
· строить сериационные (упорядоченные ряды) и словами описывать отношения по высоте между их элементами;
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: цифры от «1» до «9», написанные на дощечках разными способами и шрифтами.
Раздаточный материал: комплект из шести разных по высоте палочек (палочки Кюизенера); наглядные пособия
Ход занятия.
1. – Ребята, посмотрите, какие интересные палочки лежат у вас на столе. Сосчитайте их. Сколько всего палочек? (шесть)
- Палочки одинаковые или разные? (разные)
- Чем они отличаются? Что у них разное? (цвет; длина (если положить палочку), высота (если поставить палочку)).
- Хотите с ними поиграть?
- Вот вам первое игровое задание: постройте лесенку из палочек от самой низкой до самой высокой. Обратите внимание: если сравниваем по высоте, то палочки надо поставить, как столбики.
Дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель при необходимости оказывает помощь.
- Ваня, назови цвет палочек от самой низкой до самой высокой (белая, розовая, голубая, красная, жёлтая, фиолетовая).
- Теперь следующее игровое задание: скажите, какого цвета палочка, которая ниже фиолетовой, но выше красной (жёлтого); ниже голубой, но выше белой (розовая); назовите палочки, которые выше красной; назовите палочки, которые ниже красной…
- Кто хочет загадать палочку, а мы все её будем отгадывать?
Предложить «сильному» ребёнку сформулировать вопрос: «Загадай палочку и скажи, какой палочки она выше, а какой ниже («Эта палочка ниже жёлтой, но выше голубой»). Далее дети по аналогии формулируют свои задания.
- Следующее игровое задание вы можете придумать для себя сами: хотите, постройте из палочек башенку, положив их на стол; хотите, выложите узор или какие-то фигуры.
Детям предоставляется возможность поманипулировать палочками, сложить их по-своему.
Воспитатель индивидуально общается с детьми по поводу их «построек», при необходимости предлагает свои варианты.
Дети складывают палочки в лоток.
2. Дети выходят из-за столов.
– У меня есть дощечки, на которых написаны цифры. Цифры написаны по-особенному. Попробуйте их узнать и назвать.
Воспитатель показывает по очереди дощечки, дети называют цифру. Или, воспитатель предлагает назвать цифру конкретному ребёнку и затем отдаёт табличку ему в руки.
Девять детей получают по одной табличке.
- Ну-ка, цифры, станьте в ряд! Вот здесь будет стоять цифра «1», а дальше постройтесь сами по порядку.
Предоставить детям возможность построиться самостоятельно.
- А теперь по порядку называйте свою цифру и поднимайте табличку вверх.
Дети называют «свою» цифру и поднимают табличку вверх.
- Цифра «5», скажи, кто твои соседи, назови эти цифры («4» и «6»); цифра «3» назови своих соседей….
- Цифра «2» подпрыгни два раза; цифра «6» присядь шесть раз…
- Цифры разбежались…..
- Ну-ка, цифры, станьте в ряд!
Дети повторно выстраиваю числовой ряд.
Примечание: В зависимости от количества детей в группе (подгруппе) воспитатель предлагает аналогичное задание и другим детям, или сокращает числовой ряд до «8» («7»), или подбирает другие варианты организации детей. В игровом упражнении принимают участие все дети.
3. Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть карточку - наглядное пособие.
- Что нарисовано на карточке? (посуда)
- Назовите все предметы по порядку слева направо на полке с цифрой «1» (чашка, кастрюля, чайник, тарелка, сковорода, нож, вилка, ложка, кувшин).
- Сколько всего предметов? Сосчитайте (девять).
- Если считать слева направо, на котором по счёту месте стоит тарелка? чашка? нож? чайник? кастрюля? сковорода?
- Если считать справа налево, на котором по счёту месте стоит сковорода? тарелка? ложка?
- Угадайте, какой предмет я загадала: он стоит на первой полке на пятом по счёту месте, если считать слева направо; …на восьмом по счёту месте, если считать справа налево…
- Сравните посуду на полке с цифрой «1» с посудой на полке с цифрой «2». Что изменилось на второй полке? (кастрюля и вилка поменялись местами; на первой полке кастрюля стоит на втором по счёту месте, если считать слева направо, а вилка – на седьмом, а на второй полке вилка – на втором по счёту месте, а кастрюля – на седьмом).
4.Рефлексия.