Маргарин в быту советского человека был почти стратегическим продуктом. В те времена растительное масло при жарке источало сильный запах и специфический вкус с горчинкой, которые перебивали даже аромат жареной селедки. Поэтому хозяйки жарили пирожки и яичницу на маргарине.
Только вот проблема заключалась в составе инновационного продукта. В него входили и животные жиры, которые добывались из больших морских гигантов — китов. Как маргарин едва не стал причиной вымирания этих океанических животных и при чем тут СССР — данные совсем недавно рассекретили.
Свиной жемчуг и Наполеоновские планы
В 1813 году в Париже французский мануфактурщик и по совместительству химик Эжен Шеврель случайно получил из свиного сала необычное вещество перламутрового цвета. Это была новая жирная кислота, которой человечество еще не знало. Шеврель назвал это вещество маргарином от греч. μάργαρος — «жемчужина». Однако, химик и не догадывался, какой эффект на мир окажет его скромное открытие.
Несколько десятилетий спустя, в 1868 году озабоченный судьбой голодной армии и бедняков французский император Наполеон III повелел ученым найти дешевый заменитель сливочного масла. Дело в том, что коров во Франции в те времена не хватало, население стремительно росло, армия тоже требовала довольствия, а сливочное масло было слишком дорогим.
И умнейший фармацевт Ипполит Меж-Мурье с радостью выполнил желание монарха — всего за три года опытов ему удалось создать простой и вкусный заменитель недоступного для народа масла. Он смешал обработанный говяжий жир, немного молока, сычуг, бикарбонат натрия и получил маргарин. За трудовые успехи Наполеон III пожаловал фармацевту Орден Почетного Легиона.
Но Меж-Мурье не смог извлечь из своего изобретения никакой долгосрочной коммерческой выгоды. Он просто продал рецепт своего маргарина купцу из Голландии Антуану Юргенсу. Купец же проявил деловую хватку, немного изменил рецептуру, сделав маргарин еще вкуснее и основал фирму по продаже модного жира. Впоследствии фирма Юргенса вошла в состав концерна «Юнилевер», который производит не только пищевые продукты.
Ковбои против прогресса
В конце 1890-х годов голландский маргарин проник в Новый Свет и стал распространяться среди домохозяйств как продукт не уступающий сливочном маслу по качеству. Но это не понравилось владельцам ферм, которые выращивали коров на молоко и мясо. Ковбои объявили маргарин «происками сатаны» и отказывались его покупать.
Производители шли на хитрости — подкрашивали белый маргарин желтым красителем, чтобы он внешне был похож на масло.
Патент на маргарин выкупила американская компания Procter & Gamble, чтобы производить продукт на своей территории. Первым брендом маргарина стал Crisco, который позиционировался как «растительный полезный продукт для каждого американца» и «кошерный» со слоганом: «Еврейский народ ждал Crisco четыре тысячи лет!»
В 1900 году сразу несколько штатов, в которых было сильное ковбойское лобби, потребовали от производителя подкрашивать маргарин в любой цвет кроме желтого. Так на прилавках стали появляться фантастические расцветки новомодного продукта: красные, коричневые, розовые и даже черные. Надо ли говорить, что домохозяйки были в шоке от таких инноваций.
Маргарин чуть не канул в Лету, но в 1923 году в США выпустили закон, запрещающий производителям масла добавлять в него смягчающие добавки. Это означало, что масло стало сложно намазать на хлеб. И продажи маргарина снова выросли — пластичный продукт намазывался на бутерброд сам при любой температуре в доме, или вне его.
Удивительно, но в 2002 году в Америке все же выпустили жидкий маргарин в ярко-синем и шокирующе-розовом оттенке. Потребители новинку оценили, раскупив всю пилотную партию.
Маргарин в СССР: суровый ГОСТ, бездетность и страдания китов
Рецепт заморского продукта появился в советской стране в 1928 году и сразу же после постройки Московского масложирового завода началось его массовое производство. Советские люди нуждались в дешевых и калорийных жирах, поэтому на маргарин возлагались большие надежды.
Основой для создания советского маргарина стали растительные и животные жиры, в частности дешевый китовый жир. После обработки, гидрогенизации, такие жиры назывались «саломас».
Так как пальмового масла в достаточном количестве в СССР не было, как и дорогого оливкового, кукурузного, соевого, то для производства маргарина применялись дешевые подсолнечные и хлопковые масла. Хлопок выращивали в солнечных республиках миллионами тонн, а семена девать было некуда, кроме как делать из них олифу.
Только вот был один нюанс — в натуральном хлопковом масле содержится пигмент госсипол, который при попадании в организм человека действует как контрацептив, не давая возможности зачать детей. Эту проблему впервые описали в Китае в 30-х годах прошлого века, когда было замечено, что употребление сырого хлопкового масла приводит к резкому снижению рождаемости.
Если же хлопковое масло специальным образом обработать — подвергнуть гидрогенизации, то госсипол не только угрожает бездетностью, но и приобретает свойства канцерогена. Впрочем, в те времена о таких мелочах не задумывались, поэтому хлопчатник в производстве советского маргарина использовался вплоть до отделения Узбекистана.
Маргарин в СССР производили разных видов, но строго по ГОСТ 240-57. Продукт мог быть сливочным, если в него добавляли молоко, или бутербродным, витаминизированным, животным и так далее.
А при чем тут киты? Дело в том, что использовать говяжий или свиной жир на производство маргарина было в Стране Советов непростительной расточительностью. Поголовье рогатого и копытного скота не спешило увеличиваться в геометрической прогрессии каждую пятилетку. Поэтому была одна надежда — китовый жир, тем более, что СССР занимало немалую долю в мировом китовом промысле.
Как китов чуть не перевели на маргарин
Китобойный промысел как часть промышленности появился в СССР в 30-е годы прошлого века. К 1950 годам он набрал силу — в это время в морях работало 5 китобойных флотилий. На Курилах были созданы стационарные китобойные базы, где разделывали убитых китов, которых доставляли на берег китобойные суда. Здесь прямо на берегу под открытым небом солили китовое мясо, отделяли жир, который топили в специальных бойлерах. Шкура, кости и даже внутренние органы тоже шли в дело.
Из мяса делали консервы, белковые концентраты, колбасу. Печень являлась источником витаминов, инсулина. Кости и менее ценные органы перемалывались на корм животным. Из кашалотов добывали амбру.
Первая советская китобойная база «Слава» с 15 китобойными судами была получена СССР от Германии в качестве репараций. Экипаж главного судна составлял 350 человек, малых судов — до 40 человек. За первые три года было добыто несколько тысяч китов, пройдено сотни морских миль: от Антарктики и Южной Африки до Южной Америки и Дальнего Востока. В рекордном 17 рейсе было добыто 2000 китов, а начиная с 11 рейса флотилию сопровождал вертолет. С воздуха было легче искать этих крупных беззащитных млекопитающих.
В 1956 году СССР разработал и построил свои китобойные суда под названием «Мирный». Экипаж составлял не менее 31 человека, а скорость в 17,2 узла позволяла с легкостью добывать быстрых китов — полосатиков и сейвалов.
В «золотое время» с 1947 по 1972 год советские китобои добыли 125 000 кашалотов и усатых китов. На тот момент это было 43% мировой добычи морских млекопитающих, а 41% приходился на Японию.
После распада СССР всплыли нелицеприятные факты: несмотря на запрет Международной китобойной комиссии советские флотилии добывали всех китов без разбора, в том числе и редких. Фальсификацией отчетов для МКК занималось КГБ. Например, есть шокирующие данные о том, что вместо 2710 антарктических китов было добыто 48 000, но эти цифры строго засекречивались в интересах державы.
В конце 70-х годов численность китов в Мировом океане сильно упала — как раз из-за варварской добычи. Поэтому в 1986 году МКК приняла решение — запретить добычу китов полностью для всех стран. Но мораторий не был поддержан Японией, Исландией, Норвегией, Фарерскими островами и СССР. Хотя по факту в 1987 году в свой последний рейс отправился китобой «Советская Украина». С этого времени массовый вылов китов в Союзе прекратился.
Сегодня в России на Чукотке в рамках аборигенного промысла северных народов разрешено добывать до 140 серых китов и несколько сотен белух.