Судите сами: Родичев, как и Жириновский, был бессменным депутатом Государственной Думы начиная с первого созыва, был одним из основателей либеральной партии, правда либеральной по сути, а не по названию, обладал выдающимися ораторскими способностями, был известным демагогом, сказанные им фразы вошли в историю, а скандалы с его участием вызывали самую бурную реакцию в обществе. Согласитесь, преемственность прослеживается. Думаю, при чтении статьи про кадета Родичева, вы не раз подумаете о Владимире Вольфовиче Жириновском, незаурядной и значимой личности в истории современной России. Делитесь своим мнением о политиках – героях статьи, в комментариях. Обсудим.
«Он зажигал и захватывал…»
Фёдор Измайлович Родичев, юрист по образованию, выпускник Санкт-Петербургского университета, был одним из создателей конституционно-демократической партии (кадеты) и депутатом I,II,III,IV Государственной Думы с 1906 по 1917 годы. Он по праву считался ярчайшим оратором кадетской фракции. Речи его были темпераментными, страстными, митинговыми, часто поверхностными.
Приведу несколько характеристик его ораторского таланта, данных как сторонниками, так и противниками политика, думаю они вполне подходят и к Жириновскому:
- «У него был особый дар бросать летучие, тут же сочинённые и крепко запоминающиеся слова… Он был художник слова, оратор Божьей милостью. Он зажигал и захватывал…» - деятельница кадетской партии А.В. Тыркова.
- «Ф.И. Родичев обладал совершенно исключительным даром красноречия, но его горячий темперамент часто выводил его за пределы, требовавшиеся фракционной дисциплиной и политическими условиями момента» - лидер кадетов П.Н. Милюков.
- «… По мощности своего красноречия был ни с кем несравнимым оратором… Красноречие давалось ему без труда. Он никогда не готовился к своим речам, и наиболее блестящими были как раз те, которые он даже не успевал обдумывать, когда он выходил на трибуну, движимый внезапно охватившим его чувством, не зная наверное – что именно скажет, когда творил свою яркую красочную речь во время её произнесения» - кадет В.А. Оболенский.
- «Он всходил на трибуну, и в его манере передвигаться, в его внешности, жестикуляциях уже кроется начало его громовой речи. Затем начинает упорное взвинчивание, нанизывание, и каждую минуту ждёшь что вот-вот что-нибудь сорвётся, и Родичев выпалит Бог весть что» - депутат от партии октябристов («Союз 17 октября») М.Я. Капустин.
- «Растрёпанная шевелюра, глаза, налитые кровью, и в них «тысяча чертей и одна ведьма» … Именно такого трагика выслала нам в Думу тверская глушь в лице г. Родичева. Так как в Петербурге находится великое множество провинциалов, и сама Дума состоит почти сплошь из них, то конвульсии и вопли г. Родичева пришлись по вкусу многим… Он считается хотя недалёким человеком, однако незаменимым в качестве тарана. К ответственным решениям его не допускают, но когда нужно произвести погром, клетка отворяется и на арену выскакивает старый горлан… Напыщенные бунтовские выкрики обличают в г. Родичеве непримиримого и до ужаса «страшного» демагога из уездного подполья…» - колумнист «Нового времени» М.О. Меньшиков.
Для либеральной оппозиции Фёдор Родичев был «первым тенором», «оратором Божьей милостью», «златоустом», а правые называли его «балалайкой», «пустозвоном», «корифеем праздной болтовни».
Горячность и увлечённость Родичева не раз становились причинами парламентских инцидентов и скандалов, некоторые из которых могли закончиться дуэлью.
Три думских скандала с требованием сатисфакции
Первый скандал произошёл из-за выступления Родичева на заседании II Государственной думы 11 мая 1907 года. Прежде чем процитировать речь Родичева, приведшую к инциденту, опишу ситуацию, по поводу которой он столь неудачно высказался.
В те дни в прессе широко обсуждалось громкое дело «Гурко – Лидваля». В.И. Гурко был товарищем (заместителем) министра внутренних дел и одним из разработчиков столыпинской аграрной реформы. Ему было поручено организовать помощь голодающим, и он заключил сделку на поставку 10 млн пудов зерна в пострадавшие от неурожая губернии с Э. Лидвалем. Шведский предприниматель не имел большого опыта хлебной торговли, а специализировался на торговле унитазами. Со своими обязательствами по поставке зерна он не справился. Государству пришлось срочно искать новых поставщиков и нести дополнительные расходы. Гурко попал под следствие по обвинению в коррупции.
Вернёмся к Родичеву. На заседании Думы, убеждая депутатов в необходимости оплатить затраты поставщиков хлеба, он сказал: «Одному несчастию иметь в составе правительства лиц, вроде Гурко, вы хотите прибавить другое, хотите убить веру в честность всего государства России» и назвал Гурко мошенником, хотя приговора суда ещё не было. Бывший заместитель Столыпина был возмущен и оскорблён речью депутата, позорившей его перед всей страной. На следующий день он направил два письма с требованием сатисфакции: одно – лично Родичеву, а другое – в газету «Новое время». В них он назвал высказывание «сознательной грязной клеветой» и призвал дворянина Родичева к барьеру. Политик вызова на дуэль не принял, считая, что как публичный политический деятель и юрист, он обязан отвечать за свои слова не иначе как перед судом. В ответном письме свой отказ от поединка Родичев аргументировал тем, что Гурко обвиняется в преступлении, караемом не только законом, но и противное правилам чести, а нет чести, то и нет права требовать поединка. На что Гурко заметил своему обидчику, что ни одна статья, по которой его обвиняют, не пятнает дворянской чести, назвал его трусом и повторил вызов. Фёдор Родичев его проигнорировал. В левой и либеральной прессе началась травля Гурко и восхваление Родичева, а консервативные газеты наоборот защищали Гурко и осуждали Родичева. Так, газета «Свет» писала: «Защищать Гурко нельзя никак до суда, чтобы дать суду возможность свободы судебного приговора… Но уж и ругать лиц, находящихся под судом и издеваться над ними – это такая гадость, на которую способны немногие». Правый политик В.М. Пуришкевич написал нецензурную эпиграмму, назвав Родичева «подлецом», сравнив его с продажной женщиной, давно утратившей свою честь.
Не успела затихнуть эта дуэльная история, как 17 мая 1907 года разразился новый скандал, теперь между Родичевым и Шульгиным, которые во время выступления депутата В.А. Бобринского выкрикивали из зала взаимные обвинения во лжи. Депутат Г.А. Алексеев писал в тот же день в частном письме: «Заседание кончилось вызовом Родичева на дуэль Шульгиным. Конец заседания вообще носил характер базара, и я так и ждал, что вот-вот начнётся рукопашная, - до такой степени разгорелись все страсти». Опубликованное в газетах открытое письмо Шульгина, завершавшееся фразой: «если вы считаете себя оскорблённым мною, я всегда к вашим услугам», провоцировало Родичева на дуэль. Вопреки ожиданиям Родичев назвал письмо «провокаторской выходкой», а попытку заставить его драться – «жалкой», оставив вызов без ответа.
Самый известный дуэльный инцидент произошёл с Родичевым 17 ноября 1907 года. Оратор так увлёкся своей речью, что сам не заметил, как бросил с думской трибуны оскорбление в адрес председателя Совета министров Столыпина, находящегося в зале. В своей речи Фёдор Измайлович характеризовал внутреннюю политику, требовал от правительства действовать в рамках закона и прекратить применять силу: «… В то время, когда русская власть находилась в борьбе с эксцессами революции, только одно средство видели, один палладиум в том, что г. Пуришкевич называет муравьёвским воротником и что потомки назовут, быть может, столыпинским галстуком…». На слова Родичева о «столыпинском галстуке» последовала бурная реакция зала: левые аплодировали, правые с криками «Вон! Вон! Вон!» вскочили с мест, у ораторской трибуны собралась толпа, со всех сторон сыпались оскорбления, казалось, что Родичева моментально силой выволокут из зала или изобьют, Пуришкевич порывался бросить в него стакан, по проходу сверху вниз с развивающимися волосами спускался Ф.Н. Плевако и ругался матерными словами. Председатель Думы Н.А.Хомяков неистово звонил в колокольчик, призывая к порядку, но его никто не слышал. Столыпин покинул зал заседания, за ним последовали и остальные министры.
Спас Родичева кадет И.К. Покровский, прикрыв руками он вывел его за дверь. Ошеломленный эффектом, который произвела его речь, Родичев говорил депутатам: «Господи, да я совсем не хотел его оскорблять. Я говорил вообще о действиях власти. Да я сейчас же пойду и извинюсь. Зачем мне его обижать? Я считаю его порядочным человеком». Вскоре от Столыпина пришли секунданты - министр народного просвещения П.М. Кауфман и главноуправляющий землеустройством и земледелием князь Б.А. Васильчиков, и передали требование принести извинения.
В присутствии председателя Государственной думы Н.А. Хохлова и депутата Н.Н. Львова Родичев принёс Столыпину свои извинения: «Ни по чьему-либо требованию, а по долгу совести прошу принять мои извинения. Не имел намерения вас оскорбить». Столыпин смерил обидчика высокомерным взглядом, раздельно очень громко произнёс: «Я вас прощаю», и круто повернулся к двери. Недовольный этими словами Родичев выкрикнул вдогонку: «Я не просил у вас прощения, я счёл только долгом извиниться».
Через час заседание Думы продолжилось, Столыпин с министрами заняли свою ложу. Родичев выступил с объяснениями, заверив собравшихся в том, что в его намерения никакие оскорбления не входили. Несмотря на это, депутаты большинством голосов приняли решение о высшей мере взыскания – исключении на 15 думских заседаний. Депутат Крупенский предложил выразить «чувства глубокого уважения главе правительства и негодование к оскорбительным выражениям, произнесённым Родичевым, и поддержать эти чувства аплодисментами». В ответ раздались оглушительные рукоплескания. К удивлению многих, лидер кадетов П.Н. Милюков был в числе аплодировавших. Часть депутатов последовала его примеру, другие, недоумённо переглядываясь, продолжали сидеть, как и основная часть левых. Для Родичева осуждение его поступка Милюковым и другими однопартийцами стало серьёзным потрясением.
Победителем из этой истории вышел П.А. Столыпин, причём под громкие овации. Его критик оконфузился, и был подвергнут осуждению большинством депутатов Государственной думы. Но брошенная Родичевым в запальчивости фраза о «столыпинских галстуках» моментально разнеслась по стране и вошла в историю как обозначение расправы правительства над революционерами.
А какие фразы Владимира Вольфовича Жириновского, на ваш взгляд, могут войти в историю?
Находите ли вы сходство между Родичевым и Жириновским или считаете сравнение некорректным? Делитесь своим мнением в комментариях.
Спасибо за прочтение. Татьяна.
Источник: А.А.Иванов. Дуэльные злоключения Ф.И. Родичева, Вопросы истории, №7, 2017