Найти тему
Школа №1158

Речь родителей - образец для ребёнка

Шахабутдинова Елена Олеговна- учитель-логопед здания «Д.А.Р»

С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматику родного языка, овладеть связной речью, научиться правильно произносить звуки. Ранний и дошкольный возраст самые благоприятные периоды для развития коммуникативных возможностей, формирования культуры речевого общения.

Речь не является врожденной способностью. Она формируется под воздействием близких взрослых и в большой степени зависит от нормального речевого окружения, от воспитания, обучения, от необходимой вербальной практики, которые начинаются с первых дней жизни маленького человека.

Малыши, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения и построения фраз, но также несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Каковы же они?

- Иногда из-за своих индивидуальных особенностей взрослые мало разговаривают между собой, мало общаются с другими людьми. Как следствие, речь детей в таких семьях запаздывает в своём развитии, поскольку ребёнок лишён полноценного речевого образца для подражания.

- Быстрая речь мамы или папы - ускоренный темп делает речь взрослого нечеткой, смазанной, трудной для восприятия ребенком.

- Даже не имея речевых недостатков, некоторые взрослые говорят невыразительно, нечётко проговаривают окончания. Таким же образом они разговаривают с малышом.

- Нередко встречается неэмоциональная, монотонная речь, она не только утомляет маленького слушателя, но и снижает интерес к содержанию.

- Чрезмерная громкость голоса взрослого, преходящая в крик провоцирует невосприимчивость ребенка к его речи.

- Употребление в речи слов-паразитов «это самое», «короче» и т.д. также является одним из видов неблагоприятного воздействия на речь малыша.

- Часто взрослые, подражая детской речи, начинают «сюсюкать» с детьми, воспроизводят все детские недочёты. Как следствие, у ребенка отсутствует стимул для совершенствования собственной речи.

Главными и ведущими собеседниками малыша в семье являются мать, отец, дедушка или бабушка. Взрослые должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Помните, что ваше вещание является образцом для подражания, поэтому оно должно быть всегда правильным.

Яркая, выразительная речь взрослых всегда привлекательна для детей, облегчает ее понимание и запоминание. Важна интонация, с которой близкий взрослый обращается к ребенку - это умение регулировать силу голоса, пользоваться логическим ударением, паузами, темпом речи. Выразительность обеспечивается интонацией, придает языку мелодичности.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренный темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой и должна быть речь взрослого!

При общении с ребенком не забывайте следовать некоторым психологическим принципам:

- принимайте ребенка таким, каков он есть;

- помните, что каждый малыш самобытен;

- верьте в способности маленького человека и стимулируйте его творческую активность;

- уважайте личность малыша, создавайте ситуацию успеха.

Стимулируйте любые проявления речевой активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку. Используйте каждую свободную минуту для совместной игры. Говорите с ребенком доброжелательно, полным предложением. Четко произносите слова и звуки, говорите так, чтобы было понятно. Следите за речью малыша, давая правильный образец.

Благодаря чутким взрослым речь ребенка постепенно приближается к образцу.

Правильная речь малыша, которой он должен овладеть - важнейшее условие всестороннего полноценного развития. Чем богаче речь, тем легче ему высказать свои мысли, шире его возможности в познании окружающего, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Уважаемые взрослые, у вас есть одно очень важное преимущество по сравнению со специалистом: вы находитесь рядом с малышом на протяжении продолжительного времени. В процессе повседневного общения вы можете много сделать для развития речи ребенка: почитать сказку, попеть песенки, поиграть в игры и просто поговорить с ним.

Не забывайте о своих возможностях.

#Школа1158 #ДОНМ #Эксперты1158 #ШколыКолледжиМосквы