6,1K подписчиков

Автостоп по-балкански: как это делается и как не делается

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

В материалах «Балканиста» многократно рассказывалось о путешествиях по Балканам, предлагались разнообразные маршруты - как по широко известным местам, так и по малоизученным. Но при этом вопрос «как ехать?» ставится редко, способы и так известны: своя или арендованная машина, автобус, самолёт, реже - поезд, велосипед, электросамокат.

Но в поездке по Балканам может очень пригодиться и автостоп. Да, Юго-Восточная Европа, прямо скажем, не такой рай для автостопщика, как Закавказье. Это в Грузии или Армении даже компания парней без особого труда поймает попутную машину, а про «голосующих» девушек, парней-одиночек или семейные пары даже говорить не приходится. Но всё же автостоп в странах бывшей СФРЮ и у её соседей вполне себе работает.

Мне довелось намотать сотни километров автостопом по Сербии, Республике Сербской и даже Венгрии, и теперь я рискну поделиться своим опытом с читателями.

Главное правило автостопа на Балканах - «голосуйте» днём, ну или вообще в светлое время суток. В сумерках шансы поймать попутную машину минимальны. Те же самые сербы или боснийцы, которые с радостью подобрали бы вас часа два-три назад, в темноте просто проедут мимо. Я спрашивал об этом у балканцев в разных регионах, ответы были почти везде одинаковые: люди боятся. Возможно, это эхо 1990-х годов, последствие войн и экономических трудностей. В те годы жилось трудно, по всей бывшей Югославии было много бандитов и воров. Машины часто угоняли, хозяина машины могли избить, ограбить или даже убить.

В материалах «Балканиста» многократно рассказывалось о путешествиях по Балканам, предлагались разнообразные маршруты - как по широко известным местам, так и по малоизученным.-2

По сути, больше каких-то правил нет. Главное, выбирайте во время автостопа позицию на дороге, удобную для водителя. Многие люди и рады бы подвезти путешественника, но часто автостопщики встают в неудобном месте: перед подъёмом или спуском (а их много в горах и предгорьях), перед поворотами (водитель может вас подобрать, но ему вскоре надо сворачивать), вблизи межгосударственных границ (а вдруг вы нелегальный мигрант?). Разговоры с водителями будут, как правило, одни и те же: их вопросы «Откуда ты?», «Куда едешь?», политика, президенты наших стран, семья-дети-внуки, кто где раньше работал - в общем, примерно то же самое, что и с русскими попутчиками.

Правило дневного автостопа я оценил на личном опыте. Несколько раз я ездил по национальному парку «Джердап» на востоке Сербии в обоих направлениях. В светлое время суток меня подбирали по всему берегу Дуная - на развилке у Дони-Милановаца, у села Нови-Сип (возле Джердапской ГЭС), на окраинах города Кладово. Как-то я ездил в Кладово вместе с другом, около Сипа мы сошли с автобуса, чтобы осмотреть ту самую ГЭС «Джердап-1». До Кладово решили поймать попутку. Встали с вытянутой рукой и менялись, чтобы руки не уставали. Минут 10 нас никто не подбирал (опять же, граница с Румынией рядом). Надоело, пошли пешком до Кладово. Едва прошагали метров 200, как услышали сзади шум машины. Друг просто на «отвали» махнул рукой - легковушка тут же остановилась. В «Дачии-Логан» с румынским номером ехали мужчина и женщина.

- Буна сяра! - поприветствовал я добрых самаритян, вспомнив единственную знакомую фразу на румынском. - Кладово!

В материалах «Балканиста» многократно рассказывалось о путешествиях по Балканам, предлагались разнообразные маршруты - как по широко известным местам, так и по малоизученным.-3

Мужчина кивнул и показал рукой на заднее сиденье. Румыны подвезли нас до центра Кладово. Но это было днём. А когда в другой раз я уже один двигался в обратном направлении (из Кладово в Дони-Милановац), меня не подбирал никто - дело было ночью. Пришлось около 25 километров топать пешком по ночной трассе, а затем ждать первый проходящий автобус.

Примерно тогда же я ездил из Дони-Милановаца в археологический музей Лепенски-Вир. Прошёл по трассе с пяток километров, периодически останавливаясь и пытаясь поймать машину. Дело было около полудня, светло, тепло, места для «голосования» я выбирал удобные - меня было хорошо видно, имелось место для остановки. Но то был выходной, транспорта мало. Наконец, на одной из остановок мне повезло: притормозил молодой серб на «Шкоде» и подбросил меня аж до самого музея - оказалось, что он работает там. Красота!

В государствах Евросоюза «голосовать» на автомагистралях запрещено - можно только на второстепенных дорогах. В Сербии с этим пока проще. Расскажу про самую «образцовую» в этом плане поездку.

В материалах «Балканиста» многократно рассказывалось о путешествиях по Балканам, предлагались разнообразные маршруты - как по широко известным местам, так и по малоизученным.-4

В марте 2020 года я опаздывал на самолёт Будапешт-Бордо - просто проспал, и моя машина, найденная ранее на «Бла-бла-каре», уехала без меня. Я в отчаянии рванул из Белграда в Крнячу, чтобы там поймать транспорт до Зренянина и далее в сторону Венгрии - так казалось быстрее.

Но в Крняче - пустота, никого. Я «голосовал» там минут двадцать, одновременно двигаясь пешком через Борчу в сторону белградской объездной дороги. Наконец поймал попутку… только до объездной. Там пересел уже до «аутопута» на Нови-Сад. И лишь на автомагистрали Е-75, мне, что называется, попёрло. Я тут же поймал следующего водителя, доехал на грузовичке до Инджии. Высадился там, меня сразу подобрали до Нови-Сада. Водителем оказался бывший военнослужащий ЮНА, который воевал в Хорватии в 1991 году. По пути он рассказал, как его уволили из армии в начале 2000-х во время сокращения сербских вооружённых сил. Уволили, к сожалению, без нормальной пенсии.

Вышел на нови-садской «обилазнице», моментально, без смены позиции поймал машину до Врбаса (который раньше был Титов-Врбас). Там водитель высадил меня возле пункта оплаты проезда («наплатна рампа»), я встал сразу за барьерами, где взимается плата. Три минуты ожидания - меня подбирает Иван, молодой водитель грузовика из Бачка-Тополы. Он едет туда и везёт свиней. А я еду в Будапешт. Иван очень обрадовался русскому автостопщику, жалел, что сейчас не ездит в Западную Европу, как раньше.

- А так до Франции тебя и подвёз бы! - улыбнулся Иван.

У поворота на Бачка-Тополу Иван сам нашёл мне следующую машину - просто остановился около фуры, опустил стекло в кабине и крикнул:

- Коллега! Возьми с собой парня до Венгрии!

- Аjде! - кивнул водитель.

В материалах «Балканиста» многократно рассказывалось о путешествиях по Балканам, предлагались разнообразные маршруты - как по широко известным местам, так и по малоизученным.-5

Этим дальнобойщиком оказался бошняк из окрестностей Сеницы. Всю дорогу до венгерской границы он нахваливал свой родной край и советовал мне съездить после Франции туда, в Рашку (или Санджак по-мусульмански).

Проезжаем поворот на Суботицу, вот и пограничный сербский КПП «Хоргош». Дальше мне надо было двигаться самому - грузовики на границе долго проверяют. И здесь моя удача кончилась. Хотя я быстро прошёл границу пешком, в Венгрии уже другие правила. Час-полтора я потратил на передвижения от венгерского пограничного КПП «Рёске» по автомагистрали и обратно. Никто меня не подбирал, как бы я ни менял позицию. Нельзя там останавливаться. Это мне объяснили и разгневанные венгерские полицейские - единственные, кто притормозил возле меня.

Я вернулся к Рёске, свернул на второстепенную дорогу на Сегед. Тут вам не многополосная магистраль, а простая сельская двухколейная дорога. Будто из родной России никуда не уезжал.

В материалах «Балканиста» многократно рассказывалось о путешествиях по Балканам, предлагались разнообразные маршруты - как по широко известным местам, так и по малоизученным.-6

Льёт дождь. Стою на обочине, отважно держа вытянутую руку с поднятым большим пальцем. Машины есть, но никто не останавливается. Венгры словно чувствуют, что я не говорю на их языке.

Вжууух! - бордовая югославская «Застава» тормозит рядом со мной.

- По-сербски говоришь? - спрашивает водитель - пожилой мужчина, едущий с женщиной. - Давай садись. Тебе куда?

- В Сегед, - машу я рукой.

«На самолёт уже не успеть, но поеду в Будапешт, искать другой рейс», - решаю я.

- Отлично, я подвезу тебя почти до города, - кивает водитель и выезжает на дорогу. - Я говорю по-сербски, хоть и венгр. У меня и в Сербии есть дом, и в Венгрии. А вообще я себя считаю югославом. Хорошая страна была! Жена моя - тоже венгерка, она по-сербски почти не говорит. А ты откуда?

- Русский.

- Ооо! Великолепно! А скажи мне, что вы думаете про… - и далее следует традиционный ряд вопросов про политику, экономику и прочие насущные и не очень проблемы России, Венгрии, Сербии и других стран.

В материалах «Балканиста» многократно рассказывалось о путешествиях по Балканам, предлагались разнообразные маршруты - как по широко известным местам, так и по малоизученным.-7

Сербско-венгерский югослав подвёз меня до окраины Сегеда, дальше я двигался уже на общественном транспорте. В Будапешт приехал вечером, вместо Бордо слетал в Париж - тоже неплохой вариант.

Несомненные плюсы любого автостопа - общение с новыми людьми и экономия денег. Я, однако, старался подарить подвозившим меня водителям какую-нибудь мелочь - например, российские монетки номиналом 1, 2, 5 или 10 рублей. При этом ещё приходилось объяснять попутчикам, что на эти деньги ничего не купить, а то они отказывались их брать. С огромным удовольствием жители Балкан примут в подарок чисто российские сувениры типа уральских самоцветов - благо, что я сам живу на Урале и беру с собой в каждую поездку на Балканы штук 10-15 брелоков, магнитиков и тому подобных вещей с кусочками наших камней. По карману это почти не ударяет, а сербы, боснийцы или македонцы будут очень рады такому подарку на память. Ведь добро должно быть взаимным!

Фото: Виктор Бобров