20 июня 2023 года Ведомство по интеллектуальной собственности ЕС (далее - EUIPO) в очередной раз отказало в регистрации формы упаковки в качестве товарного знака. На этот раз не повезло итальянской компании Caldirola, которая подала заявку на регистрацию товарного знака для формы бутылки и получила отказ в регистрации в отношении всех заявленных товаров, среди которых товары 21 класса "бутылки" и 33 класса "вина игристые".
Отказ вынесен на основании статьи 7(1)(b) EUTRM Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001, согласно которой обозначения, не обладающие различительной способностью, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.
Различительная способность товарного знака - важное условие для его регистрации, которое заключается в непохожести и оригинальности обозначения по сравнению с другими обозначениями, которые используются на рынке в отношении аналогичных товаров.
EUIPO пришло к выводу, что заявленное обозначение состоит из стандартной бутылки с удлиненным горлышком и широким основанием. Такие формы бутылок обычно используются всеми производителями игристых вин. Заявленное обозначение не отличается от присутствующих на европейском рынке стандартных форм бутылок для игристого вина, которые используются в отношении заявленных товаров иными производителями. EUIPO привело в пример большое количество форм бутылок для игристого вина других производителей, которые присутствуют на европейском рынке.
Заявитель свои доводы на отказ не представил, и 5 октября 2023 года EUIPO подтвердило отказ в регистрации.
В августе EUIPO отказало в регистрации товарного знака для формы бутылки знаменитого ликера Campari. EUIPO пришло к выводу, что заявленное обозначение состоит из стандартной бутылки красного цвета с прозрачным горлышком и бороздами на нижней части, которые воспринимаются в качестве декоративных элементов. В отказе EUIPO отметило, что у потребителей вряд ли возникнет ассоциация между формой бутылки и производителем CAMPARI без наличия словесного или изобразительного элемента на бутылке.
Комментарий
Позиция EUIPO в отношении регистрации объемных товарных знаков следующая. Восприятие потребителями товарного знака в виде формы товара не обязательно такое же, как в случае восприятия словесных и изобразительных товарных знаков, которые не зависят от формы товара. Обычно потребители не могут догадаться об источнике происхождения товара, полагаясь только на его форму или упаковку без каких-либо изобразительных или словесных элементов, поэтому установить различительную способность объемного обозначения в виде формы товара сложнее, чем установить данный характер словесного или изобразительного обозначения. Соответственно, только форма товара, значительно отличающаяся от принятых форм в данной сфере, может быть признана обладающей различительной способностью. Простого отклонения от стандартной формы недостаточно. Чтобы товарный знак мог выполнять свою главную функцию, а именно указывать на источник происхождения, разница между заявленным обозначением и стандартом должна быть значительной.
Отказ от 05.10.2023 на моем сайте