Найти в Дзене
Широко Шагая

Тепловоз-снегоуборщик!

Зима на железной дороге всегда горячая пора. Год за годом природа проверяет на прочность как технику, так и людей. Низкие температуры, вкупе со снежными заносами, становятся серьезным препятствием для бесперебойной работы железнодорожного транспорта.

Но какие только ухищрения не придумали железнодорожники: контактную сеть отбивают вибропантографами и отогревают специально создаваемыми короткими замыканиями, стрелочные переводы подогреваются термоэлементами и обдуваются сжатым воздухом (как вручную, так и автоматически), а пути чистятся снегоочистителями. Но у снегоочистителя есть важный в работе на станциях недостаток - снег сдвигается вбок, а не удаляется полностью. Если на перегоне это не проблема, то на станции, где чистое междупутье нужно для сотрудников, вопрос уборки снега стоит остро.

Для этих целей придуман специальный поезд - снегоуборочный.

Это никакая не редкость, его часто можно увидеть. Как правило, под снегоуборочным поездом подразумевается снегоуборочная машина СМ-2.

Фото из интырнетов
Фото из интырнетов

Чудо это выпускалось в 1965-2002 годах на ОАО «Трансмаш», расположенное в городе Энгельсе Саратовской области. Построено 1899 машин.

Состоит из головного вагона, который оборудован устройством очистки пути, а также трех полувагонов с транспортерной лентой, по которой убранный снег перемещается в бункера. Отличительная особенность - несамоходность. Для работы необходим локомотив.

Инженерная мысль не стояла на месте и уже в 1970-х годах свет увидела новая разработка...

СМ3-003. Последний во всех смыслах.
СМ3-003. Последний во всех смыслах.

В далёком уже 2015 году довелось пошляться по закоулкам грандиозной станции Волховстрой. Одна поездка, а сколько воспоминаний!

Среди прочего, повезло познакомиться с удивительной мелкосерийной техникой - снегоуборочной машиной СМ3.

Всего было выпущено три подобные машины.

Как и у СМ2, основной рабочий орган расположен на головном полувагоне.

Отличается он деталями и тем, что установлен на трехосные тележки!

Автор: Дмитрий Черенцовский
Автор: Дмитрий Черенцовский

Но самое интересное находится на хвостовом полувагоне, а именно тяговая установка.

Суровый взгляд
Суровый взгляд

Хотя ЭТО и полувагоном-то назвать сложно. Ведь на нем сосредоточена практически половина тепловоза!

Тепловозный кузов поставлялся в Энгельс новым с завода ВЗОР. Так что при создании опытной машины ни один тепловоз не пострадал.

-5

Ведущей является тележка от тепловоза ТЭ3 еще старой, челюстной конструкции. Тяговые двигатели типа ЭДТ-200А установлены только на крайних колесных парах.

Самоходная тележка при работе со скоростью 3 км/ч развивает силу тяги до 7 т.

-6

По имеющейся информации, энергетическая установка состоит из дизель-генератора ДГР630/1500-1 (номинальная мощность по дизелю 630 кВт), а ранее был установлен мотор Звезда.

-7

Электрическая передача дает возможность автоматически управлять машиной с любого поста. Кроме того, она позволяет полностью использовать мощность дизеля при скоростях движения снегоуборщика от 5 до 75 км/ч.

-8

Трогание с места и увеличение скорости движения машины осуществляется изменением числа оборотов коленчатого вала дизеля, что вызывает увеличение напряжения на клеммах тягового генератора и тяговых электродвигателей. Дальнейшее увеличение скорости движения машины достигается за счет ослабления поля тяговых электродвигателей путем шунтирования их обмоток возбуждения. Переход на ослабленное поле и обратно на полное поле выполняет автоматически реле перехода.

-9

К сожалению в серию эти машины не пошли. Красавец, что запечатлен на фото, был разделан в металлолом в ноябре 2017 года.

Хорошо, что в сети можно найти фото этого уникального снегоуборщика в работе!

Автор: electron. Январь 2010 год
Автор: electron. Январь 2010 год

Напоследок хочу отметить, что такое скрещивание тепловозного кузова и путейской техники не единично.

ЩОМ3У-002. Автор: SHOMAS4416. Ноябрь 1991 года.
ЩОМ3У-002. Автор: SHOMAS4416. Ноябрь 1991 года.

Со слов уважаемого Машиниста пивного крана, опытные машины ЩОМ-3У строил Муромтепловоз, построено четыре машины, последняя так и стоит на заводе. Кузова также брались новые из Луганска.

ЩОМ3У-001. Автор: Виталий Т. Сентябрь 2005 года.
ЩОМ3У-001. Автор: Виталий Т. Сентябрь 2005 года.
ЩОМ3У-001. Автор: Виталий Т. Сентябрь 2005 года. (вероятно)
ЩОМ3У-001. Автор: Виталий Т. Сентябрь 2005 года. (вероятно)

ЩОМ3У-004. Автор: Машинист пивного крана. Январь 2007 года. Муромтепловоз.
ЩОМ3У-004. Автор: Машинист пивного крана. Январь 2007 года. Муромтепловоз.

А вы что думаете о подобных гибридах?

Ерунда или право имеет? Приглашаю обсудить в комментариях.