На работе Устинья иногда видит, как дети зевают, когда их родители с увлечением слушают рассказ экскурсовода. Конечно, экскурсия экскурсии рознь, и современные музеи все чаще предлагают увлекательные интерактивы, квесты и мастер-классы, на которых ребятам гораздо интереснее. Но речь сейчас именно о картинах – как сделать так, чтобы ребенок вынес что-то важное для себя из посещения музея живописи? А не просто шел туда за пятерку или шоколадку.
Вот какие советы дает в своей книге «Как говорить с детьми об искусстве» французский искусствовед Франсуаза Барб-Галль.
Первый и, наверное, самый главный: не стараться рассказать маленькому человеку сразу всё: про эпоху, стиль, жанр, творчество конкретного художника в целом. И не бояться, если многого не знаешь сам.
Поход в музей – это удовольствие, приключение, а не повинность и не экзамен, где за ошибку или незнание наказывают.
Второй совет – идти не от общих рассуждений, а от конкретных картин и того, что на них изображено, а с более старшим ребенком можно обсудить и то, как изображено. Вообще книга поделена на мини-разделы по цветам, каждый из которых соответствует определенному возрасту ребенка. В красном разделе говорится, как построить разговор со зрителем 5-7 лет, в желтом – 8-10, в синем – 11-13 и старше.
В этом возрасте детей интересует разное:
- малыши очень внимательны к мелким деталям, они могут обратить внимание на какую-нибудь собачку на картине и возвращаться к одной этой работе снова и снова, игнорируя желание родителей или сотрудников музея показать им и другие замечательные произведения. Ничего страшного, если ребенок посмотрит таким образом хотя бы две или три картины, - зато он их точно запомнит;
- дети постарше замечают на холсте необычных или страшных существ, чудовищ, обращая внимание на борьбу добра и зла, - причем добро для них обязательно должно побеждать, при этом нужно быть осторожнее с трагическими, травмирующими сюжетами, где присутствует страдание и гибель положительных героев.
- подростки уже способны воспринимать символы, секреты построения композиции, могут задавать вопросы про материалы и технику искусства. Человек уже понимает, какое место занимает картина в творчестве художника, спрашивает про его жизнь, историческую эпоху, сравнивает творчество нескольких мастеров.
Но детские вопросы могут быть и провокационными, например:
Это картина? А на что тут смотреть?
Автор предлагает ответить так:
«Да, конечно, картина – правда, не совсем обычная. Многие художники вместо повседневной жизни выбирают что-то более интересное и привлекательное - и тогда мы видим роскошные пейзажи, парадные портреты, сюжеты с фантастическими существами (драконами и т.д.). А иногда художник предпочитает представить мир более простым, чем он есть. Именно так поступил Мондриан».
Иногда можно ответить: «Я не знаю. А как ты сам думаешь?» - и это не стыдно, главное, чтобы ребенок и правда думал сам и не боялся выражать свои мысли, сказать что-то не так.
В книге много хорошего иллюстративного материала, правда, присутствуют только зарубежные художники (кроме Шагала разве что)) – это немного расстроило.
Но понравилась рекомендация обставлять поход в музей празднично, например, совмещать с кафе и выбирать для культурной программы всегда только хорошую погоду.
Как здорово, если ребенок потом спросит: «А мы пойдем туда еще?»