Найти в Дзене

Что такое «маскировка» и «камуфляж» при аутизме

Многие аутичные люди, как и люди с другими отличиями, например, СДВГ, рассказывают, что в своей жизни они стараются «маскироваться» и «камуфлировать», чтобы казаться такими же, как и все. Они могут скрывать наличие у себя определенных черт, копировать поведение окружающих людей или скрывать о себе всю информацию, которая может указывать на то, что они относятся к «неврологическому меньшинству».

Маскировка аутизма может включать попытки осознанно:

  • Менять свой тон голоса.
  • Изображать определенное выражение лица.
  • Смотреть в глаза другим людям.
  • Использовать фразы, которые говорят в подобных ситуациях другие люди.
  • Менять свой язык тела.

Аутичные люди с более высоким уровнем навыков могут менять все это, стараясь соответствовать общепринятым социальным нормам.

Кто-то может сказать, что все делают что-то подобное — меняют то, как они держатся и говорят в зависимости от ситуации. Однако для не аутичных людей это естественное поведение, для них в порядке вещей реагировать на социальные сигналы, чтобы стать успешнее в ситуации. Для аутичных людей все иначе.

Во-первых, аутичные люди маскируются просто для того, чтобы избежать серьезных негативных последствий, например, отвержения окружающих или травли. Во-вторых, они могут не воспринимать социальные сигналы, и им приходится действовать не интуитивно, а постоянно осознанно контролировать себя. Например, постоянно напоминать себе посмотреть собеседнику в глаза, из-за чего им может быть сложнее понять, о чем им говорят. В третьих, такой постоянный контроль над собой становится источником сильнейшего перенапряжения и стресса.

К каким последствиям может привести маскировка? Исследования показывают, что она связана с такими явлениями как:

  • Физическое, эмоциональное и интеллектуальное истощение.
  • Повышенная тревожность, депрессия, низкая самооценка.
  • Негативное восприятие себя, утрата способности понимать, кто ты.
  • Эмоциональное выгорание.
  • Суицидальные мысли.

С другой стороны, исследования также показывают, что развитая способность к камуфляжу помогает аутичным людям в трудоустройстве и уменьшает риск социальной изоляции. Низкие навыки маскировки даже связаны с риском словесных оскорблений и даже физических нападений. Попытки «снять маску» и открыто говорить о своем аутизме могут привести к очень негативным последствиям.

Как уменьшить потребность в маскировке и камуфляже

Ниже приводится рассказ Бет Радульски, молодой аутичной женщины из Австралии. Сейчас она работает над докторской диссертацией, которая посвящена маскировке при аутизме:

В двадцать с лишним лет я узнала, что у меня аутизм. Внезапно очень многое получило объяснение. Провал на экзаменах после девятого класса, хроническая безработица, социальная изоляция. Я поняла, что это расстройство приводит к таким негативным последствиям, по крайней мере, тогда мне так казалось.

В медицинском подходе к инвалидности по умолчанию считается, что если при аутизме или другом состоянии возникают проблемы с учебой или трудоустройством, то это только потому, что у человека мозг работает «неправильно».

Социальный подход к инвалидности предлагает посмотреть на ситуацию под другим углом. Он предлагает задаться вопросом: как общество может измениться, чтобы стать более доступным и больше включать людей с неврологическими особенностями.

В социальных сетях началась кампания #СнимиМаску (#TakeTheMaskOff), которая направлена против дискриминации в связи с аутизмом и призывает к социальному принятию.

Но как общество может предотвратить негативные последствия в образовании, занятости и социальной жизни? И как все это связано с маскировкой?

Мое исследование предполагает, что первый шаг в том, чтобы определить, как культурные и социальные нормы, которые ставят в привилегированное положение нейротипичных людей, побуждают всех остальных заниматься маскировкой.

В своей работе я говорю о том, что необходимо проанализировать, как аутичные люди используют маскировку и камуфляж, чтобы избежать дискриминации, и что можно изменить, чтобы потребность в этом стала меньше. Я считаю, что для этого также необходимо понять, как маскировка аутизма связана с дискриминацией по полу, расе и другими видами неравенства.

Например, возможно, что женщинам в сферах, в которых доминируют мужчины, нужно будет применять гораздо больше маскировки, чтобы «сойти» за нейротипичных? Может быть, «снятие маски» людьми из этнических меньшинств связано с рисками, которых нет у людей из большинства?

Возможно, должна существовать юридическая защита для людей с неврологическими особенностями, которые не могут заниматься камуфляжем или решают этого не делать.

Тем временем, мы все можем внести свой вклад в создание мира, в котором маскировка не будет нужна:

  • Изучая, с какими сложностями могут сталкиваться аутичные люди, и какие преимущества есть у нейротипичных людей, даже если они их не осознают.
  • Признавая, что «снятие маски» связано с рисками для аутичных людей.
  • Изучая, как можно сделать социальные ситуации более комфортными для людей с нейроотличиями.
  • Поддерживая возможности для дистанционной работы и образования.
  • Поддерживая службы помощи при инвалидности, которые учитывают опыт и рекомендации людей с нейроотличиями. Например, создание таких служб при университетах.

Образовательные учреждения, работодатели и все люди в своем повседневном общении могут уменьшить барьеры, которые мешают аутичным людям «снять маску», и, тем самым, улучшить жизнь для множества людей.

На основе материала The Conversation.