Найти тему
6000 миль до Голливуда

Топор по ним плачет. Пугающий триллер от создателя "Хостел" и "Кто там".

("День благодарения", Thanksgiving, 2023, США)

"День независимости", "День сурка", "День патриота", "Хэллоуин", "День Святого Валентина", просто "Пятница, 13" и "Шестой день" (читай - суббота), и даже, блин, "День, когда Земля остановилась"...
Казалось бы, что не осталось уже ни одного хоть сколько-нибудь заметного дня в году, в котором Голливуд не устроил бы очередные страсти-мордасти, а потом не обозвал бы в его честь фильм. Ан нет, поди ж ты: а ведь в честь одного из главных американских праздников так до сих пор и не снята ни одна
более-менее известная остросюжетная киноистория с таким же названием. При том, что сам по себе День благодарения обыгрывали до сей поры уже в сотнях картин. Вот только в них он проходил лишь фоном, - то бишь в виде семейного примирения героев за общим столом, под скрип разрезаемой ими, жареной индейки.

Пора бы уже триллерным маньякам изобрести себе какое-нибудь новое экстраординарное оружие. А то среди них в этой дисциплине так до сих пор и лидирует Чигур из "Старикам тут не место" (2007) со своим скотобойным пневмошприцем.
Пора бы уже триллерным маньякам изобрести себе какое-нибудь новое экстраординарное оружие. А то среди них в этой дисциплине так до сих пор и лидирует Чигур из "Старикам тут не место" (2007) со своим скотобойным пневмошприцем.

Исправить это вселенское недоразумение вызвался Элай Рот - закадычный кореш самого Тарантино. Ну тот самый Илюха, который снялся у него на пару с Брэдом Питтом в "Бесславных ублюдках", а до этого сделал пародийный псевдотрейлер для проекта "Грайндхаус" Тарантино/Родригеса.
Собственно, данный трейлер и лег в основу нового пужастика от Рота под названием "
День благодарения". Событие, что продолжило традицию превращать те шутовские трейлеры в полнометражки: "Мачете" Родригеса, "Бомж с дробовиком" Айзенера, теперь вот "День..." Рота. Остались еще двое - Роб Зомби и Эдгар Райт, - но, надеюсь, и они однажды рассчитаются перед нами с этими долгами.

Надо заметить, что сегодня Элай Рот уже опытный создатель подобных историй. Даже сюда, в мои пампасы он забегал дважды, хотя и давненько: со своим некультяпым "Хостелом" и, напротив, одним из наиболее достойных фильмов с Брюсом Уиллисом 2010-х - ремейком "Жажды смерти". Так что недурное качество "Дня благодарения" и его коммерческий успех с уже анонсированным сиквелом лично меня абсолютно не удивили. Ведь даже у "Хостела" в свое время вышло продолжение от того же Рота, а он с тех пор свое мастерство повышал грамотно и регулярно.

Вот и в "Дне благодарения" придраться по большому счету не к чему. Разве что к слабоватой интриге, натянутой по самой стандартной формуле: к кому тут меньше всего подозрений, тот и будет главный злодей. Однако все его "топорные" злодейства срежиссированы весьма расчленительно, с кровожадными нежданчиками и должной трэш-фантазией. А привязка здешнего безумия и к традиции праздничного обеда на День благодарения, и отчасти к истории самого праздника, тоже добавляют творящемуся на экране свой мрачный колорит.

"Американская готика" в представлении Элая Рота, она именно такая, да.
"Американская готика" в представлении Элая Рота, она именно такая, да.

Зато начало у фильма, в отличие от интриги, для маньячных хорроров/триллеров внезапно нетипично. Более того, до какой-то степени оно еще и черно-сатирично. И когда далее сюжет переключается на, в общем-то, классический беспредел загадочного убийцы, становится даже малость досадно. Потому что в этом сатиры уже не так много - в основном лишь на погрязшую в своих смартфонах и соцсетях молодежь, - а она, сатира на современный потребительский социум, получается у Рота ну очень уж едко-меткая.

Итак, в легендарном городе Плимут штата Массачусетс, в том самом, откуда есть пошла традиция отмечать День благодарения, прямо в очередной этот праздник хозяин местного гипермаркета решил устроить... "черную пятницу"; по факту, правда, четверг, но не суть важно.
И вот к дверям в ожидании открытия магазина подваливает толпа, включая главных героев этой истории. У которых, оказывается, есть тут "блат", если, конечно, данный термин применим в мире вечно загнивающего капитализма. Как бы то ни было, но молодежи удается проникнуть в магазин до того, как по нему начнут носиться ошалелые толпы "скидочников". И пошляться по нему, так сказать, в еще теплой дружественной обстановке, ни с кем не толкаясь и не вырывая ни у кого из рук покупки.

Но всё же столь вопиющая социальная несправедливость не осталась снаружи незамеченной.
И вот уже в и без того возбужденной толпе "из искры возгорелось пламя", и она ринулась на штурм гипермаркета прежде, чем его парадные двери гостеприимно распахнулись. Поэтому они распахнулись негостеприимно, будучи выбитыми и снесенными орущими плимутцами, остановить которых не смогли уже ни полиция, ни охрана...
И когда безумие схлынуло, на полу магазина остались валяться десятки пострадавших, а также несколько мертвых горожан, затоптанных или ненароком пришибленных в зверской толчее.
Ну офигительно праздник прошел, ничего не скажешь!..

- Ой, еще буквально сто шагов пробежать - и дневную норму калорий наконец-то сожгу!
- Ой, еще буквально сто шагов пробежать - и дневную норму калорий наконец-то сожгу!

Минул год, и в Плимуте настал новый День благодарения.
Казалось бы, всё мало-мало устаканилось, хозяин злосчастного магазина, хитро увильнув от уголовной ответственности, весь год вкладывал в развитие города деньги, стараясь загладить этим свою вину перед ним.
И всё равно так уж случилось, что нашелся в Плимуте некто, не согласившийся с такой политикой. Поэтому он украл из музея топор отца-первооснователя города, нацепил его шляпу и маску и отправился рубить всех, кто, по его мнению, был причастен к прошлогодней давке с трупами. И, разумеется, поставив в очередь под свой топор ту нахальную молодежь, из-за которой толпа и впала тогда в ярость...

***

В общем, славный триллеристический ужастик от ныне уже авторитетного их производителя Элая Рота. Ясно, что если вы на дух не переносите такого рода фильмы, то и "День благодарения" будет разумно с вашей стороны проигнорировать. Однако, если они вам таки по нутру, то эта уверенная заявка на новую хоррор-франшизу должна быть непременно вами замечена и оценена по всей строгости...
...Ну или со всей снисходительностью, если вы пребываете в благодушном предновогоднем настроении и нежелании придираться к Роту чересчур настырно. Прямо как я вчера, так и не нашедший, за что его всерьез поругать - всё-таки снимать нервощипательные истории он научился, и весьма толково.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):