(2018, США)
Один из лучших друзей Тарантино и автор знаменитого массакр-ужастика "Хостел" Илай Рот внезапно решил заняться тем, на что прежде не замахивался - склепать римейк киноклассики 70-х. И, зная творческое кредо Илюхи, можно догадаться, что это будет явно не лав-стори или вестерн, а тоже нечто кровожадное, душе- и телораздирающее. Однако на сей раз Рот всех удивил, решив не трогать легендарные ужастики той эпохи, а обратив свой взор на классику драматического боевика - "Жажду смерти" (1974) Уиннера. Ту самую, где Чарльз Бронсон в роли скорбящего вдовца ходил по Нью-Йорку и мстил за невинно убиенную жену - отстреливал гопоту на радость газетчикам и гражданам, которых та гопота тоже вконец задолбала. Ну что ж, тоже похвальный режиссерский выбор. Вряд ли с той поры гопников в Америке стало меньше, так почему бы не устроить им новый геноцид с разлетающимися мозгами и оторванными конечностями? Тем более, что женский вариант"Жажды смерти" ("Отважная") мы недавно видели и он тоже был крутым, жестоким и психологичным. Так что дерзай, Илай - тема беспроигрышная.
Однако после выхода римейка к нему возник ряд вопросов, на которые сложно дать однозначные ответы. Во-первых, прав был или нет Илюха, добавив в свое кино то, чего не было в оригинале - мелодраматизм? Напомню, что в старой "Жажде" не было типичного развития сюжета, как у большинства фильмов "про месть". Герой Бронсона не искал убийц жены, а отстреливал лишь случайных мерзавцев, на которых нарывался, гуляя по ночному городу. И тот факт, что настоящие преступники у Уиннера остались безнаказанными, а сноха героя, лишившись рассудка после изнасилования, так и не пришла в себя, придавало той истории жизненный трагизм и реализм. В "Жажде" Рота всё не так. Она снята четко по художественным канонам, и ее герой (Брюс Уиллис), грохнув пару случайных гопников, вскоре нападает на след убийц жены. После чего идет по этому следу к неизбежной финальной разборке уже по привычной зрителю драматической колее. Со всеми ее давно известными клише и поворотами.
Второе отличие оригинала от римейка: Уиннер без обиняков говорил и показывал те вещи, которые в сегодняшнем кино озвучивать как бы не принято. Например то, что готовый дать отпор бандиту гражданин с оружием - это благо для общества; что сочувствия насильникам и отморозкам нельзя выказывать в принципе; что полностью уповать на полицию глупо - при внезапном нападении на вас она способна лишь на то, чтобы упаковать потом ваш труп в мешок; что активный "гражданский" отстрел бандитов закономерно снижает уровень преступности "на районе"... В принципе, Илай Рот тоже доносит до нас аналогичные мысли. Только делает он это уже с оглядкой. Герой Бронсона мочил негодяев, невзирая на их цвет кожи - весь, так сказать, комплект тогдашней уличной преступности. Угадайте, кого мочит в 2018-м герой Уиллиса. Подсказка: кроме единственного случая - только тех гопников, чьи лица больше всего заметны в темноте. О пользе оружия в руках законопослушного гражданина здесь тоже никто открыто не говорит, хотя намеков на это нам посылают уйму. Однако заявить об этом во всеуслышание - ни-ни, сегодня это не модно. А всё потому что хитрый Илай желает угодить массовому зрителю: и домохозяйке-хоплофобу, и бородатому члену Национальной Стрелковой Ассоциации.
Также плохо, что с годами Рот не избавился от огреха своей режиссерской молодости - неряшливости. В его "Жажде смерти" тоже хватает логических натяжек. Например, когда герой не хочет покупать легальный "ствол" и случайно находит себе нелегальный, то где он потом добывает патроны? Те самые, которые расстреливает целыми пачками у себя в гараже, тренируя меткость? А почему купленная им в итоге легальная штурмовая винтовка стреляет очередями? Разве полностью автоматическое гражданское оружие в Штатах не запрещено (как и в России, собственно)? Про сюжетные "поддавки" и не говорю. Если бандитские пули не должны попасть в героя, даже при перестрелке в тесном пространстве, они в него не попадают. Зато, когда героя нужно вытащить из передряги, в головы злодеям может случайно (!) попасть все, что угодно, от шальных пуль их же сообщников до... упавшего с полки шара для боулинга. Везуха - не то слово!
***
В общем, буду справедлив - римейк тоже получился очень неплохим - жестким, кровавым, эмоциональным и вдобавок с Брюсом Уиллисом. Который пусть и не такой суровый, как Чарльз Бронсон, но тоже весьма достойный и крутой мститель. Поэтому в отношении новой "Жажды смерти" я займу нейтральную позицию: соглашусь, что во многом она проигрывает оригинальной картине, и не соглашусь с тем, что пересказ этой истории от Илая Рота не имеет права на существование. Конечно, имеет, черт побери! Тем более, что в целом она тоже сработана грамотно, по-мужски и без лишних сантиментов.