Найти в Дзене
Яблоко Магритта

Магия витражей Марка Шагала

Витражи в ХХ веке
Меня всегда интриговало то, как художники-модернисты (те, что решительно порвали с классической традицией и всячески экспериментировали с формой и содержанием новой визуальной культуры) в ХХ веке ринулись создавать витражи для соборов, домашних капелл, общественных зданий и синагог. Казалось бы, искусство витража очень чётко маркировано во времени: говорим "витражи" — подразумеваем готику, почти как с мозаикой (мозаика — почти равно Византия, хотя конечно есть великие античные образцы). Правда, возрождение витража случилось благодаря английскому "Движению искусств и ремесёл" (Art & Crafts) во второй половине 19 века, и особенно в эпоху модерна (ар-нуво, югендстиля — где бы как его не называли) на рубеже 19 — 20 веков. Но всё-таки витражи Эдварда Бёрн-Джонса, Михаила Врубеля или Альфонса Мухи — это в хорошем смысле очень декоративная история.
Но действительно новое прочтение искусство витража получает в работах Фернана Леже, Анри Матисса и особенно Марка Шагала.

Для Леже характерно использование ярких цветов и геометрических форм, его витражи отражают интерес художника к абстракции и новым технологиям, в том числе индустриальным — отсюда динамика и какая-то сила.
Матисс и в Часовне Розария (Капелла Чёток) во французском Вансе, и в поместье Рокфеллеров на Гудзоне верен себе: простые, но мощные формы и яркие цвета — главное выразительное средство мастера.
Ну а Шагал вообще, на мой взгляд, перепридумал витраж в ХХ веке и сумел сделать эталонные вещи для церкви, синагоги и общественного здания в этой технике.

-2

«Шарль, давайте сделаем шедевр»
Всё-таки идеальный match в ХХ веке — Шагал и витражи ❤️‍🔥.  Как и Матисс, он начал осваивать это вид искусства уже в очень зрелые годы, после 70 лет. Его ассистентом был Шарль Марк (да-да, М.Ш. и Ш.М.))), именно он разработал уникальную технологию нанесения пигмента прямо на стекло. Это ему Шагал говорил фразу, вынесенную в заголовок 😉.  Виртуозная техника Шарля Марка, которая позволяла столь точно переносить все оттенки цвета с "картонов" Шагала, выполненных гуашью, в сочетании с колористическим мастерством самого художника в витражах создают совершенно волшебный эффект. Насыщенные, яркие и глубокие цвета Шагала, проходя через стекло, приобретают особую живость и интенсивность.

-3

Создавать витражные окна, не уступающие великим образцам готического искусства, Шагалу удавалось еще и благодаря редкому для художника таланту соблюдать баланс символизма и повествовательности  — не уходить в многословность и излишнюю детализацию, но и не превращать изображение в нагромождение сложно считываемых смыслов.
Библейские сюжеты в его композициях переплетаются с личными воспоминаниями и переживаниями.
Шагал умело вовлекает зрителя в свои рассказы, позволяя ему погрузиться в мир его фантазий и грёз, который  — магия витража! — постоянно меняется в зависимости от времени суток и освещения.
И, возможно, самое главное — Шагал умел быть универсальным. Несмотря на глубокую привязанность к своему еврейскому наследию и увлечение религиозными мотивами, темы и образы в его работах понятны и обращаются к чувствам людей различных культур и вероисповеданий. Поэтому ему одинаково удавались витражи для христианских храмов — например, в Меце, Реймсе, Майнце и Цюрихе, для зала приемов Генеральной Ассамблеи ООН или Института искусств Чикаго (окна Америки — на фото), а также для синагоги в Иерусалиме.

-4

«Это мой скромный подарок еврейскому народу, который всегда мечтал о библейской любви, дружбе и мире во всем мире. Это мой подарок людям, которые прожили здесь тысячи лет с другими семитскими народами…», — писал Марк Шагал о своем цикле витражей "Двенадцать колен Израилевых. Он работал над ними с 1960 по 1962 год вместе с уже знакомым вам Шарлем Марком, затем они выставлялись в Лувре и нью-йоркском MOMA, а с 1962 года заняли свое место в Иерусалиме.
12 витражей — 12 окон полукруглой формы, каждое из которых посвящено одному из колен Израилевых: Симеона, Иссахара, Завулона, Неффалима, Асира, Гада, Рувима, Иуды, Дана, Левия, Иосифа и Вениамина. Все вместе производит невероятное впечатление, а окружающая архитектура — точнее интерьер синагоги — ничем и никак не отвлекают на себя внимание. В 1959 году президент больницы Мириам Фройнд и архитектор Йозеф Нойфельд обратились к Шагалу с просьбой выполнить витражи для синагоги. Вместе с Шарлем Марком Шагалу удалось разработать новую технику, которая позволяла использовать до трех цветов на одной стеклянной панели. На каждом витраже — изображения предметов и животных, а также воплощение фантазии Шагала, образы и символы еврейской традиции и истории и даже реалии витебской жизни художника. Тут рыбы, птицы, растения и звери, реальные и фантастически, но конечно же никаких людей — работая над заказом, Шагал соблюдал запрет иудаизма на изображение человека.

-5
-6
-7

Удивительные витражи Марка Шагала находятся в синагоге больницы Хадасса, Эйн-Керем. Для меня это одно из мест силы в Иерусалиме, и именно туда я обязательно возила или отправляла своих гостей.
Если будет в Израиле, обязательно съездите и посмотрите своими глазами.
https://www.hadassah.org.il/en/the_chagall_windows/

#витражи
#шагал

#израиль

#ХХвек