Найти тему
Дело миллиардера Рыболовлева: искусство, деньги, жадность и глупость
Немного отступлю от своей привычной тематики, просто не могу промолчать. Когда месяц назад появилась новость, что миллиардер Дмитрий Рыболовлев заключил соглашение со своим бывшим советником по вопросам искусства (назовем это так) Ивом Бувье, я уж было поверила, что многолетняя тяжба действительно завершилась. Еще жалела, что из-за NDA мы так и не узнаем условий этого соглашения. Но не тут-то было, рано ставить точку — Рыболовлев не унимается и теперь судится с аукционным домом Sotheby's, а я слежу за процессом, открыв рот...
1 год назад
Правда или миф: технику живописи маслом изобрели братья ван Эйк?
Наверняка многие из вас встречались с таким утверждением: "нидерландские художники Хуберт и Ян ван Эйки в XV веке изобрели технику масляной живописи". Это не совсем так. Они не были изобретателями масляной живописи, однако именно Ян ван Эйк популяризировал и усовершенствовал эту технику. Краски на масляном связующем использовались и раньше, но смелые эксперименты нидерландских художников в первой половине XV века с масляно-смоляными смесями, позволили разработать новый метод живописи, который впоследствии получил название «фламандской манеры»...
140 читали · 1 год назад
Старые мастера как прообраз современных цифровых кочевников
Какое-то время назад у меня возникла в голове гипотеза, что художники в истории искусства занимали схожее положение в обществе и имели примерно те же привилегии, что цифровые кочевники сейчас. Если мы возьмем широкий исторический отрезок, скажем, с периода Позднего Средневековья и вплоть до XIX века, то выясняется, что художники — едва ли не самая мобильная группа населения. Конечно, были средневековые паломники, чьи путешествия порой затягивались на многие годы, а с учетом тогдашней продолжительности жизни составляли бОльшую часть жизни человека...
1 год назад
Баухаус в Тель-Авиве: мифы и реальность
Официальная версия звучит так: вскоре после прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году, знаменитая школа Баухаус в Берлине закрылась, а ее выпускники разъехались по миру, продвигая и распространяя т.н. интернациональный стиль в архитектуре. Многие архитекторы еврейского происхождения отправились в Эрец Исраэль, бывшую территория Османской империи, которая управлялась тогда британцами по мандату, выданному Лигой наций. Во-первых, тогда же в Германии начинаются гонения на евреев, пока носившие характер дискриминации, но в конце концов приведшие к Холокосту...
203 читали · 1 год назад
Памяти Аркадия Ипполитова
В память об удивительном и талантливом историке искусства Аркадии Ипполитове (1958 — 2023) публикую здесь полный текст своей рецензии на "книгу года" - 2019 по версии газеты The Art Newspaper Russia «Просто Рим». Я тогда была редактором газеты, и мне выпала честь написать эссе о лауреате и его творении. Аркадий Ипполитов — искусствовед, куратор, хранитель итальянской  гравюры в Эрмитаже, автор книг. Человек, обладавший огромной эрудицией, необычным, порой парадоксальным видением, блестящим слогом...
144 читали · 1 год назад
Магия витражей Марка Шагала
Витражи в ХХ веке Меня всегда интриговало то, как художники-модернисты (те, что решительно порвали с классической традицией и всячески экспериментировали с формой и содержанием новой визуальной культуры) в ХХ веке ринулись создавать витражи для соборов, домашних капелл, общественных зданий и синагог. Казалось бы, искусство витража очень чётко маркировано во времени: говорим "витражи" — подразумеваем готику, почти как с мозаикой (мозаика — почти равно Византия, хотя конечно есть великие античные образцы)...
140 читали · 1 год назад
Модерн в Тбилиси: проекты Михаила Оганджанова
Постараюсь сохранять в блоге баланс старого и нового искусства, а также показывать разнообразие его видов. Сегодня хочу рассказать об архитектуре города, в котором живу уже несколько месяцев — Тбилиси. Пока освоила немного местный модерн, открыла для себя невероятно талантливого архитектора Михаила Оганджанова (1870-1916). Думаю, что если бы не трагические обстоятельства личной биографии, его имя могло бы фигурировать в истории архитектуры в одном ряду с Федором Шехтелем и другими классикам модерна/ар-нуво/сецессиона...
197 читали · 1 год назад
Загадки старых мастеров: процесс работы
Хочу рассказать о том, как воспринималось авторское право и совместное творчество в истории искусства. Посмотрим, как было организовано художественное производство в XVII веке, на примере Питера Пауля Рубенса, у которого в свое время была самая большая мастерская в Европе, настоящий арт-конвейер. Сначала немного математики – с университетских времен запомнила совет нашего преподавателя, специалиста по итальянскому Ренессансу Виктора Головина, обязательно «всё посчитать». Так вот, в полном каталоге...
116 читали · 1 год назад