Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

В авиации не работают, а служат

Оглавление

Дмитрий Ансеров

Наша служба.

              Как всегда – 73-й Гвардейский ИАП, ГСВГ, г.Кетен.
Хороший у нас был гарнизон, а аэродром еще лучше - компактный, продуманный во всех отношениях, хорошая полоса, зоны рассредоточения, а в каждой где-то по 10 - 12 арочных укрытий для боевых самолетов и соответственно пятачки для спарок и других боевых машин, для которых укрытий не хватило. Четыре арки (так мы называли укрытия) отданы дежурному звену, и находятся вблизи полосы.

               В полку три эскадрильи, размещены каждая в своей зоне рассредоточения. Две эскадрильи несли боевое дежурство в системе ПВО по защите воздушного пространства ГДР, а самолеты одной, находящейся территориально между ними назначались в носители спецбоеприпасов. Так, если первые две эскадрильи менялись еженедельно и выставляли по 4 самолета (а потом и по 6-ть да плюс вертушка по легкомоторным) и соответственно, летный и технический состав в дежурное звено, то эскадрилья носителей с нетерпением ждала, когда же приедет спецколонна спецавтомобилей, внутри которых, специальные тележки со спецбоеприпасами в сопровождении спецкараула и молчаливых вооруженных спецребят, которые будут проводить с нами ночные тренировки по подвеске спецбоеприпасов на самолет, с последующим выставлением нам оценок.

               Почему так ждали этих тренировок? Отвечаю – хоть какое–то разнообразие, новые люди и веселое ночное застолье в конце мероприятия, опять же интересно – кто сегодня уронит, зацепит или разобьет «изделие» - шутка, такого при мне не было. Честно скажу, приезжали эти ребята не часто, но пару-тройку раз я в мероприятии участвовал, смотрел на это «изделие» рук человеческих, поражался, эстетическим формам и тактико-техническим характеристикам, вспоминал фантастику, которую читал когда-то, соображал про себя, достанет ли до нас теплым ветерком от эпицентра, если что. На этот и на другой случай между 3-мя, 4-мя арками были глубоко в земле врыты железобетонные конструкции, - узкие бункеры человек на 6-ть , от силы 10-ть, узкие лавки, узкий столик, только сидеть всем , но мы ими никогда не пользовались, даже для застолий, давила земля сверху.

               В каждом арочном укрытии хранился боекомплект в составе: наступательного вооружения (кто не знает) - на тросах висят 2шт. ФАБ -500, 4 шт. - кал. 250, кассетные, шариковые, которые во время Вьетнамской войны наделали дел, потому как эффективность уж больно высокая, ящики с НУРСами для УБ-16, УБ-32, и сами блоки, еще какие – то длинные то – ли бомбы, то - ли торпеды, ни разу не вешали их не знаю, что это было. По стенам баки подвесные на ложементах с защелками, верстак, контейнер, лавочка выдвижная и т. д. В угрожаемые периоды в патерне ( помещение примыкающее к арке) хранилось оборонительное вооружение - ракеты ( кто не знает) на тележке –радийные и тепловые. Была генераторная, давала переменный и постоянный токи (вместо АПА(аэродромный пусковой агрегат), баллон со сжатым воздухом 150 атм. и колонка ЦЗ, также в отдельном помещении, а заправочный пистолет ( впоследствии «жабка») подавались в арку через специальный люк. Механизации для подвески бомб и ракет никакой не было. В эскадрилье были сформированы расчеты по подвеске вооружения по тревоге, куда входили специалисты по АВ, АО, РЭО, механики, а техник готовил машину и руководил подвесками. Так, ракету вешали вшестером, а с бомбами было сложнее, они толстые и короткие , поэтому умельцы придумали, изготовили и раздали по укрытиям приспособы - куски лома , с резьбой на конце, которые вкручивали вместо взрывателя, плюс под бомбу заводились чехлы от балочных держателей, и таким образом, ФАБ-500 можно было взять всемером –ввосьмером. Как вспомню, так вздрогну, а спина до сих пор болит. Предполагаю, что вся малая механизация для подвесок где-то была, хранилась на складах, ждала своего часа «Х» а потом успешно была продана на запад в 90-х.

                Спереди арка закрывалась двумя 18-ти тонными створками, которые ездили по двум рельсам на паровозных колесах, закрывались посредством тросов и лебедки. Если с блока одной створки и крюка другой трос скинуть, а потом изнутри арки рукояткой освободить защелку, которой створки зацепляются между собой, то они сами быстро раскатываются в крайние положения и самолет можно выкатывать из укрытия. По тревоге, если надо выруливать прямо из укрытия , для отвода газов от турбины при работающем двигателе, в задней части арки имелся еще газоход - тоже створки на маленьких колесиках, их легко было раздвигать и фиксировать вручную.

                В каждой арке была связь – с соседними, инженером и КП эскадрильи, средства простые – селектор и полевой телефон, а на боку, у меня, на ремне комбинезона , да и не только у меня, всегда , 5 лет, висела кобура, которую я перецеплял только когда шел дежурить в патруль или дежурным по полку. Неисправных самолетов в эскадрилье не было, только в ТЭЧ(технико-эксплуатационная часть). Если дефект не сложный, делали в эскадрилье и пока боеготовность не восстановим домой люди не уходили.

Вот это я понимаю, была служба!

В авиации не работают, а служат (Дмитрий Ансеров) / Проза.ру

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен