Найти тему
11,1K подписчиков

Художники ЛФЗ. Славина Нина Павловна. "Шестидесятые".

1,9K прочитали

Здравствуйте, друзья! Поскольку данная статья - уже пятая (!) на канале, посвящённая работам Нины Павловны Славиной (1928-2000), никакой новой информации о жизни и творчестве этого замечательного мастера здесь не будет: исключительно её работы "шестидесятых" годов - без работ "юбилейного четырёхлетия" (1967-1970), о которых говорилось в первой статье (см. здесь: https://dzen.ru/a/ZXlD1glxh1EgtIo_ ). А начнём - с сервиза "Мак" 1959-го года, поскольку концептуально в Советском декоре 1959-й год относится, конечно, к "шестидесятым годам". Для основы сервиза выбрана модная на тот момент форма Владимира Лаврентьевича Семёнова (1914-1978) под названием "Эллипс". Основная гама - красно-чёрная, как бы передающая привет временам К.С. Малевича. Кроме того, корпусные предметы декорированы серыми и коричневыми в полоску (будто крыжовник!) стилизованными изображениями плодов мака (и это нужно ещё догадаться, что все эти кружочки, включая красные и чёрные - это мак!). Сейчас, как известно, плоды мака особенно не рекламируют. Смотрим, что из всего этого получилось...

"Весенние тени". 1959. Декор по эстетике напоминает декор той же поры, созданный А.Н. Семёновой для сервизов "Солнечный" и "Радужный" (см. здесь https://dzen.ru/a/ZZeyZsVaIihVRskY ). Какой из сервизов появился раньше? - трудно сказать. Во всяком случае, для сервиза "Весенние тени" дата определена. Опять мы видим очень характерный для тех лет позитивный взгляд на мир.

Следующий сервиз - 1960-го года. Создан на основе ещё более знаменитого фасона В.Л. Семёнова "шестидесятых" годов под названием "Утро". Сам сервиз называется "Апрель". Видимо, имеется в виду самое начало апреля, когда в Средней полосе России снег становится рыхлым, водянистым, и вовсю тает под ярким весенним солнцем. А на ветках набухают почки, ожидая более тёплой погоды. Потому и рисунок получился полупрозрачным, состоящим из мелких точек, олицетворяющих бывший снег, превращаемый в воду.

Ещё один сервиз ("прибор ля завтрака") 1960-го года, почти копия "Апреля", но созданный на другой форме, называется "Серёжки". Он, собственно, всё о том же - о весне! Кофейный вариант (был ли чайный - не знаю)...

Несколько ваз, созданных Н.П. Славиной в самом начале 1960-годов, представлены в галерее ниже. Естественно, все это - эстетика МИНИМАЛИЗМА.

Для периода "шестидесятых" также характерны настенные вазы (или кашпо - под горшок) под цветы, созданные и расписанные в минималистской эстетике. Пример - ниже...

"Ракушка" (кашпо настенное). 1960-е. Автор формы Лепорская А.А. автор росписи Славина Н.П. Государственное бюджетное учреждение культуры Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
"Ракушка" (кашпо настенное). 1960-е. Автор формы Лепорская А.А. автор росписи Славина Н.П. Государственное бюджетное учреждение культуры Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.

Ещё один характерный предмет "шестидесятых" годов - "кувшин со съёмной крышкой". В галереях ниже представлены несколько кувшинов одной формы с разными росписями. Пожалуйста, не пытайтесь меня уверить, что всё это - "ручная роспись". Если ориентироваться на атрибуцию первого предмета, то это "фарфор, печать шелкотрафаретная (с ручной надглазурной полихромной доработкой), роспись надглазурная (полихромная), роспись золотом"...

Кувшин "Тюльпаны". 1960-е. Автор формы Яковлева С.Е., автор росписи Славина Н.П., исполнитель Юцевич. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля"
Кувшин "Тюльпаны". 1960-е. Автор формы Яковлева С.Е., автор росписи Славина Н.П., исполнитель Юцевич. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля"

Сервиз "Осенний" 1963-го года. Ещё один характерный для "шестидесятых" декор - как в форме (форма "Вечер"), так и в росписи. Удача для любого собирателя Советского фарфора того периода.

В начале 1960-х годов Н.П. Славина активно расписывала тарелки фасона А.И. Борисова диаметра 24,5 см. Они представлены в следующей галерее...

С "пятидесятых" годов в "шестидесятые" перешла традиция преподносить молодожёнам в День свадьбы (или семейной паре на годовщину дня свадьбы (бракосочетания)) две кружки: одну побольше (мужчине), другую поменьше (женщине). Поменялась эстетика, но МИНИМАЛИЗМ никак не подходил для торжественных случаев, и в "шестидесятые" такая традиция быстро заглохла...

А этот сервиз выполнен в "нордическом" стиле середины "шестидесятых" годов - с декором, стилизованным под скандинавские руны и примитивные рисунки. Называется "Золотая прялочка"...

И наконец, сервиз, выполненный на неоконструктивистском фасоне А.А. Лепорской, в декоре, характерном для второй половины "шестидесятых" годов. Сервиз даже сейчас выглядит достаточно современно, и называется "Розовый фон"...

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S.Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.