Биография Антонины Николаевны Семёновой, взятая с сайта музея "Государственный Эрмитаж", достаточно лаконична. С 1946-го по 1951-й гг. училась в ЛВХПУ (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, бывшее Училище технического рисования барона Штиглица) на факультете архитектурно-художественной керамики. После окончания училища в 1951-м году. поступила работать на ЛФЗ сначала живописцем, затем художником. Творческая деятельность Семеновой была направлена на создание образцов для массового производства: сервизов, сувенирно-подарочных и уникальных единичных произведений. Член ЛОСХ с 1961-го года. С 1957-го года - участник зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Награды: 1953-й год - медаль "В память 250-летия Ленинграда", 1985-й год - Золотая медаль ВДНХ за сервиз "Березка". В январе 1994-го года получила звание "Заслуженный художник России".
По своей сути она была художником-универсалом. Прекрасный копиист, она могла работать в различной стилистике. Даже показала себя как скульптор посудных форм. Однако говорить об универсальном художнике - всё равно что говорить о спортсмене-многоборце: в каждом конкретном виде соревнований он не дотягивает до рекордных значений, но в целом показывает очень хорошие результаты, и в сумме они могут принести победу. Для завода такой универсал - палочка-выручалочка. Она работала в технике МИНИМАЛИЗМА, НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА, ручной росписи, смешанной технике. Создала множество рисунков под шелкографию. При всём том у ней оставались некоторые проблемы со вкусом и выдержанностью стиля. Ещё один минус, характерный для многих художников-керамистов (и не только ЛФЗ!) - какое-то абсолютно наплевательское отношение к названиям собственных работ. Так, в разное время у той же Семёновой вышли три сервиза с названием "Лесная ягода", два сервиза с названием "Осенняя пора", два сервиза с названием "Театральный", и пр.
Поскольку она долгое время, включая непростые "девяностые" годы, проработала на ЛФЗ, охватить в одной статье все её работы и грани её мастерства не представляется возможным. Поэтому данная статья будет сосредоточена на произведениях, созданных ею преимущественно до начала "семидесятых" годов XX-го века. Итак, поехали!
Одна из первых её работ - ваза-кубок "Спортивная" ("Динамо"). Подглазурное крытьё тёмным кобальтом и много золота с цировкой. В целом по стилистике точно попадает в господствовавший в те годы СТАЛИНСКИЙ АМПИР. Форму создал Владимир Лаврентьевич Семёнов (1914-1978) - архитектор посуды; одна из самых больших его удач - знаменитая форма "Утро", которую можно отнести к эстетике ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА - ответвления МИНИМАЛИЗМА, характерного для СССР. Очень часто в "шестидесятые" А.Н. Семёнова расписывала его формы, и можно было бы предположить, что А.Н. Семёнова и В.Л. Семёнов - если не пара, то родственники. Но никаких подтверждений таким догадкам я не нашёл. Скорее всего, они были просто однофамильцами.
В следующем комплекте под названием "Мой город" (имеется в виду Ленинград) мы видим "новые" формы, характерные для ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА, и городской индустриальный пейзаж как некое "зеркало" 1930-х годов периода индустриализации, поскольку в "шестидесятые" страна развивалась, залечивая раны войны, и как и в "тридцатых", в стране шло интенсивное строительство (в том числе и в Ленинграде). В данном сервизе также сработала связка В.Л. Семёнов и А.Н. Семёнова.
Ещё один сервиз на той же форме, созданной Семёновым - редкий и ценный сервиз "Крыжовник" 1959. Фасон называется "Эллипс".
В своё время сервиз был достаточно популярным и имел дополнительный декор внутри корпусных предметов, от которого впоследствии отказались (точнее, он был перенесён на петельки хватов от крышек, и стал практически незаметен). Сохранилось фото героини данной статьи - Антонины Николаевны Семёновой с предметами одного из первых выпусков сервиза "Крыжовник", где прежний дополнительный декор на виду. Фото 1959-1960-го годов.
Продолжаем рассматривать связку Владимира Лаврентьевича Семёнова и Антонины Николаевны Семёновой. В галерее ниже можно оценить роспись на самой модной форме начала 1960-х годов - "Утро"... Сервиз "Солнечный". Стилизованное изображение березок (берёзовой коры) - один из запомнившихся декоров тех лет. Особенно приятно то, что это не заимствованный иноземный тренд, а декор, который разрабатывали художники в России, и предназначен он был именно для российских потребителей. "Берёзы, русские берёзы, Теперь вы мне ещё дороже. Я верю в вашу тишину, Вот подойду и обниму."
Ещё один фасон, созданный В.Л. Семёновым на стыке "пятидесятых" и "шестидесятых" годов - "Кофейный". Назвать его чисто минималистским (как и назвать декор чисто минималистским) невозможно. Всё-таки это ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ. Сервиз "Лесная ягода", 1960. Опять-таки, стоит отметить весьма позитивный рисунок, соответствующий настроению, царившему в Советском обществе тех лет...
В шестидесятые годы наметилось сотрудничество А.Н. Семёновой с А.А. Лепорской. Форма "Капля". Название весьма удачное. Фасон сразу узнаётся по хватам на крышках корпусных предметов - они имеют форму капли, которая вот-вот сорвётся и "упадёт", только не вниз, а вверх! Стилизованное изображение пейзажей, в том числе городских - это признак "шестидесятых".
Сервиз "Лирический" 1959. Создан также на фасоне "Капля". Декор весьма оригинальный - как бы наполовину стёртое изображение зимнего пейзажа, где можно уловить рисунок стволов деревьев на фоне голубого неба. И как бы позолотой обозначены световые лучи яркого солнца. Одна из сверхзадач ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА - разбудить в зрителях фантазию, и возможность домыслить общую картину, а ещё - отобразить настроение, для той моды - почти всегда позитивное. Создать сервиз в таком непростом декоре - настоящая удача художника!
В следующих галереях представлены сервизы с декором в виде индустриальных пейзажей. Подобный декор можно смело назвать переходным от ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА к НЕОКОНСТРУКТИВИЗМУ, воплощающему радость художника от того, что страна строится. Первый из представленных ниже сервизов называется "Новостройки". 1962. Стоит обратить внимание, что в декоре таких сервизов отсутствует позолота, что вполне оправдано. Сервизы в подобной стилистике достаточно информативны, и блеск золота понизил бы общее впечатление от мощной поступи развивающейся страны.
Фактически продолжением темы индустриального пейзажа стал сервиз "Ленинград строится", созданный на новой форме от А.А. Лепорской. 1963. "Дождь по асфальту рекою струится. Дождь на Фонтанке и дождь на Неве. Вижу родные и мокрые лица. Голубоглазые в большинстве..."
Вариант "Новостройки" от 1966. Как видим, к этому времени А.А. Лепорская на форме изменила форму хвата. Данный фасон называется "Ракета".
Предметы комплекта "Морской прибой". 1963. Вот это вот можно, наверное, назвать МИНИМАЛИЗМОМ. Но нельзя назвать большой удачей. Невнятная роспись, а по форме такая керамика больше похоже на изделия из фаянса или даже глины. Непонятно даже - что это. Неполный сервиз? Комплект для воды? А при чём тут тогда вазы? Честно говоря, я не очень доверяю атрибуции, проведённой в провинциальных музеях. Возможно, затесалась обманка, и это не работа А.Н. Семёновой...
Характерный минималистский сервиз по форме и содержанию создан совместно А.Н. Семёновой и скульптором посудных форм Б.Д. Быструшкиным в 1964-м году. Называется комплект "Лесной узор". Простейшая форма, простейший рисунок, выполненный в технике деколи.
Ещё один сервиз, выполненный в характерной минималистской эстетике середины "шестидесятых" годов - "Ранняя весна" (1965)... Рисунок в скандинавском (нордическом ) стиле. Стилизованный растительный орнамент, похожий на руны. Наиболее сильно такая эстетика в то время внедрилась в дизайн одежды: помните все эти куртки и свитера с ёлочками и оленями? Они до сих пор актуальны!
В галерее ниже представлено ещё одно совместное произведение Семёновой А.Н. и Лепорской А.А. - сервиз "Театральный". 1965. Форма для той поры достаточно новая - в стилистике НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА. Подобного вида сервизы (по общей эстетике) войдут в силу в "юбилейное четырёхлетие" 1967-1970 гг. А это, можно сказать, фальстарт.
А вот сервиз "Юбилейный" 1967-го года, на форме, созданной корифеем завода
С.Е. Яковлевой, как раз отражает "юбилейное четырёхлетие" уверенного шествия НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА в керамике СССР.
Сервиз, атрибутированный "серединой шестидесятых". Над названием А.Н. Семёнова особенно не морочилась, и предложила уже опробованное название "Лесная ягода". По-моему, если это и "шестидесятые", то самый-самый конец.
И напоследок нельзя не отметить вазы, тарелки и бокалы, созданные А.Н. Семёновой в то же "юбилейное четырёхлетие" 1967-1970 гг.
Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S.Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.