Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Славина Нина Павловна (1928-2000). Художник и скульптор.

Здравствуйте, друзья! Нынешняя статья посвящена выдающемуся художнику ЛФЗ Нине Павловне Славиной (1928-2000). Её творческое наследие настолько велико, что если начать в одной статье скрупулёзно разбирать всё, что она создала, как художник, за время работы на заводе - просто перечисляя комплекты, сервизы, скульптурные композиции, и давая их фотографии - многие просто не дочитают такую статью до конца из-за огромного объёма информации. Поэтому в данной статье я ограничусь временем, когда её личный вклад в развитие фарфора ЛФЗ (и опосредованно - в развитие всего Советского фарфора) был наиболее велик. Это года с 1969-го (с 1969-го по 1977-й Н.П. Славина - старший художник ЛФЗ) по 1985-й (с 1977-го по 1985-й Н.П. Славина - главный художник Ленинградского фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова). Пожалуй, с захватом конца 1980-х, когда она активно расписывала знаменитые криммерские бокалы ЛФЗ (с блюдцами).

Фото Н.П. Славиной. Скорее всего - "семидесятых" годов.
Фото Н.П. Славиной. Скорее всего - "семидесятых" годов.

Предваряя описание различных декоров, рисунков под роспись, созданных Н.П. Славиной, важно отметить, что на ЛФЗ новые виды декоров рождались не желанием того или иного художника "самовыразиться", иногда "выстреливая" просто случайным образом (как то часто происходило на других предприятиях отрасли, в частности - на Дулёвском заводе), а исходя из требований, определяемых той или иной технологией, особенно - технологической новинкой. А новинок в конце "шестидесятых" и в "семидесятых" годах на ЛФЗ было внедрено немало. Так получилось, что ЛФЗ в те времена оказалось наиболее "продвинутом" в технологическом отношении фарфоровым предприятием СССР. Например, в мае 1969-го года на заводе произошло большое событие - впервые в СССР путём многочисленных экспериментов, проб и ошибок был получен свой собственный рецепт КОСТЯНОГО ФАРФОРА.

Конвейер. Цех по производству новинки - КОСТЯНОГО ФАРФОРА. ЛФЗ. 1970-й год.
Конвейер. Цех по производству новинки - КОСТЯНОГО ФАРФОРА. ЛФЗ. 1970-й год.

Художники и скульпторы, конечно же, не могли не откликнуться на новые вызовы. КОСТЯНОЙ ФАРФОР, как материал, предполагал расширенные возможности для художников, новые формы и новые росписи. Сервиз "Белый цветок" костяного фарфора - экспериментальный образец, практически неизвестный широкой публике. Материал тончайший, как шёлк, пропитанный воском. Его ёмкости - словно сшитые из лепестков невиданных белых цветов. Такая структура и форма предполагает непосредственное участие скульптора в процессе производства и большое количество ручного труда. При создании данного сервиза Нина Павловна проявила себя и как художник, и как скульптор - создатель формы.

В "шестидесятые" на ЛФЗ была внедрена технология росписи методом шелкографии. Это был сравнительно новый метод, давно известный в Китае (тогда в качестве подложки применяли толстый шёлк), с определённого времени распространившийся в Европе, но в СССР не употреблявшийся: на полимерной основе (вместо шёлка) методом травления получали заданной глубины канавки. В результате для создания оттиска канавки набирали больше краски, нежели деколи, соответственно, рисунок получался более ярким. Метод "подсмотрели" у немецких предприятий, которые отправляли посуду в СССР. При этом шелкография позволяла делать мелкий рисунок в один тон. При наложении нескольких подобных трафаретов с разными красками получался яркий разноцветный рисунок, который при том мог быть сколь угодно мелким. "Классическим" для подобной росписи можно считать сервиз "Красный цветок" 1967-го года. Не забываем, что этот год для очень многих отраслей промышленности СССР выдался поворотным - это был юбилейный год, год 70-летия Октября, и дизайнеры радовали Советских людей совершенно новыми невиданными доселе формами. Кстати, интересно, что для данного сервиза Нина Павловна создала не только новый технологический рисунок, но и новую форму! И называла её "Аврора".

В 1969-м году на той же новейшей форме Н.П. Славина создала ещё один сервиз с мелким рисунком, полученном методом шелкографии в один тон - в стилистике псевдорусских росписей. Получилось: белый фарфор, чёрный сложный рисунок плюс отделка золотом. Очень эффектно! Называется "Царь-птица". Предметы комплекта смотрите в галерее ниже.

В "семидесятые" методом шелкографии был расписан комплект посуды с Советской символикой. Несмотря на кажущийся традиционный лаконизм такого рода изделий, здесь и форма и роспись видятся достаточно авангардными. В данном случае создателем формы была А.А. Лепорская, а вот роспись придумала Н.П. Славина. Сервиз "Георгиевский", 1975. Интересным нюансом видится также и то, что сервиз получился большим столовым. В него вошли такие предметы, более традиционные для европейских сервизов, как чаши бульонные с двумя ручками (вместо глубоких тарелок) и приборы для специй на подставке. Редчайший случай, когда на послевоенном ЛФЗ изготовили столовую посуду.

Наиболее праздничной смотрится посуда белейшего фарфора в золотом оформлении. Как, например, в комплекте "Белая ночь"... Форма создана в несколько супрематичной манере с элементами классицизма. Нина Павловна несколько раз принималась за роспись данного сервиза, вставляла в рисунок элементы чёрного цвета, но наиболее удачным вышел вариант 1980-го года, где в качестве краски применено только золото...

Вот ещё предметы комплекта в праздничном оформлении. "Юбилейный", 1970-е.

Вазы Н.П. Славиной 1970-х годов"Салют Победы" (1975), "Сказочная птица" (1976), "Совет да любовь" (1978) великолепны!

В "семидесятые" годы был доведён до совершенства метод получения подглазурного сложного рисунка кобальтом, в том числе трафаретом, в сочетании с золочением. Это дало возможность созданию многочисленных рисунков на посуде в подобной технике. Многое зависело от мастерства художника, но в целом посуда, расписанная в подобной технике получалась очень эффектной, и это было отмечено потребителями. Такую посуду было приятно брать в руки, приятно пользоваться. По собственным впечатлениям: в середине 1970-х в большом Универмаге, расположенном сравнительно рядом с домом и являвшимся центром притяжения нескольких близлежащих микрорайонов, был открыт отдел ЛФЗ. Там была приобретена чайная пара "Жар-птица". Роспись синим кобальтом, тяготеющая к эстетике облицовки древних русских храмов резными образами сказочных растений, животных и птиц производила сногсшибательное впечатление! Оторочка золотом удваивала эффект. Но стоила такая посуда сравнительно дорого: более трёх рублей за чайную пару (помню, благо в общей маркировке ЛФЗ вместе с клеймом часто указывалась и цена). Всего было куплено три пары (не сразу!), и все три чашки были в конце концов благополучно мною раскоканы, что говорит о большом желании пить чай именно из данных чашек. А теперь мне остаётся надеяться, что канал "Порцелиновый фан" станет популярным настолько, что заработанных денег мне хватит не только на еду, на оплату услуг интернета и ЖКХ (пока и это - недостижимая мечта!), но и останется на осуществление давней страсти - приобрести комплект из шести чайных пар ЛФЗ в росписи "Жар-птица"....

В подобной эстетике в "семидесятых", а затем и в "восьмидесятых" годах ЛФЗ радовал покупателей ещё не раз. Вспомним те же "Арочки" и "Золотой сад"!

Нельзя пройти мимо и такого выдающегося сервиза, сочетающего роспись золотом с глубоко тёмным подглазурным кобальтовым трафаретным рисунком, как "Зимний вечер". Чрезвычайно эффектен и широко распространён. На Новый год смотрится просто замечательно.

Предметы чайного сервиза "Зимний вечер" на форме "Тюльпан". 1970-е.
Предметы чайного сервиза "Зимний вечер" на форме "Тюльпан". 1970-е.

И наконец, в "семидесятых" же годах была опробована методика сочетания в росписи однотонной (чаще - чёрного колера) шелкографии - в качестве абриса и основы рисунка, и использование т.н. ЛЮСТРОВЫХ КРАСОК (получаемый результат - цвет полупрозрачный Металлик) в сочетании с золотом, как краски. Наиболее известный, и до сих пор вызывающий восхищение чайный комплект, выполненный Н.П. Славиной в такой технике на фасоне "Тюльпан", - сервиз "Мой сад".

Надо сказать, что люстровые краски весьма "капризны": если покрывать ими большие площади, будет заметно, что они не держат "ровный" цвет, а там и сям идут переходы и натёки, т.е. там, где натекло больше краски, там будет и темнее (концентрированнее) цвет. Поэтому такими красками не покрывают посуду, иначе выйдет брак. Но в росписи "Мой сад" люстром закрашивают отдельные листья, сравнительно мелкие, на которых ещё и накладывается рисунок шелкографией, поэтому во-первых, натёки не так заметны, а во-вторых, они так же естественны, как цветовые неровности у пожухлой листвы. В следующей галерее размещены фото весьма редкого комплекта, выполненного в той же технике (Золото, возможно, люстр, рисунок шелкографией), под названием "Экспромт". 1976. Очевидно, что в те годы (середина "семидесятых") Н.П. Славина была по-настоящему увлечена такой техникой. Судя по эффекту, оказываемому на зрителя, неудивительно.

И ещё один редкий комплект, где применены люстровая краска, позолота и однотонная (малиновая) шелкография. Называется "Птицы с пурпуром". 1977. Обратите внимание на мелкий-мелкий рисунок-трафарет, созданный методом шелкографии.

Чашка с блюдцем "Птицы с пурпуром". 1977.
Чашка с блюдцем "Птицы с пурпуром". 1977.

В той же технике в "восьмидесятых" годах Н.П. Славиной расписаны две памятные тарелки: "Поэт и муза" ("Памяти А.С. Пушкина", 1983) и "Памяти В.С. Высоцкого" (1985).

В 1986-1989 годах, уже после того, как она ушла с поста главного художника завода, Н.П. Славина была увлечена росписью больших бокалов с блюдцами скульптора ЛФЗ Э.М. Криммера. В основном применялась та же техника с подглазурным трафаретом синего кобальта с дополнительной отделкой золотом, что и в многочисленных чашках.

В 1987-м году к юбилею скорбной даты Н.П. Славина создала комплект из четырёх бокалов по произведениям А.С. Пушкина. Наверняка многим эти бокалы знакомы. Для тех, кто не помнит или не видел, смотрим...

Отдельно стоит упомянуть интересную работу из серии сувенирных тарелок "Баллада о красном цвете". Серия была приурочена к 60-летию Великого Октября (1977) и напоминала популярные песни периода первых послереволюционных лет. Сейчас - это вожделенные трофеи для собирателей и коллекционеров Советского фарфора.

Чтобы показать человеческие качества Н.П. Славиной, достаточно взглянуть на снимки с чествования великого А.В. Воробьёвского (25 февраля 1981-го года, Воробьёвскому 75 лет)...

Многие комплекты, сервизы, отдельные предметы, созданные Ниной Павловной Славиной, как скульптором посуды, вещи и сервизы, ею расписанные, а также её скульптуры, остались за рамками данной статьи. Иначе статья получилась бы перегруженной, и её трудно было бы дочитать. Но к творчеству Н.П. Славиной - и её работам, особенно, конца "пятидесятых", целиком - "шестидесятых" годов, и последнего периода ("девяностых") канал ещё вернётся, и не раз...

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь. Помощь каналу (ОНА НУЖНА!) - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Не забываем подписываться на группу "Порцелиновый фан" ВКонтакте https://vk.com/club221912172 .