Найти тему
Анатолий Сушков

Цикл статей: "Технология -Труд"? 1.

Оглавление

Я давно хотел написать статью на эту тему. Когда в начале 2023 года появились свежие новости, начал писать черновик.

МОСКВА, 25 мая 2023 год /ТАСС/. Минпросвещения России прорабатывает вопрос о возврате урока труда в школы, который будет отличаться от урока технологии, сообщил в четверг министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

"Мы должны еще посмотреть на урок труда. Мы сейчас прорабатываем, решаем вопрос того, чтобы вернуть урок труда.

У нас есть урок технологии в дополнении к уроку цифровой технологии.

А когда, скажем, [будет] урок труда и технологии, где мы дадим возможность молодым ребятам проявить себя, сделать что-то руками своими, то это очень важно", - сказал он на пресс-конференции.

Высказываю лично своё мнение. Интересно было бы узнать и мнение других, конечно компетентных людей, по этому вопросу.

Стиль изложения потрясающий!

У меня возникло сразу несколько вопросов. Правильно ли я понял, что в перечне школьных предметов будут: Цифровая технология, Материальная технология, Труд?

Следующие вопросы: Чем будут отличаться Технология и Труд? Откуда взять дополнительные часы для нового предмета? И зачем всё это придумано?

Своими руками можно много и замечательно делать в рамках уже существующего предмета "Технология"!

-2

Замечательные слова! " Здесь главное-не шарахаться из стороны в сторону..."

Но, сегодня вновь увидел и прочитал о новостях на тему, которая мне очень близка.

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия 24» сообщил, что предмет «Труд» вернётся в школы со следующего учебного года.

«Президент уже подписал закон, мы возвращаем предмет «Труд», — сказал он.

Министр уточнил, что в данный момент планируется оснащение кабинетов.

Где же были Министерство просвещения, Управление образования, Методические центры, когда заменяли предмет Труд на предмет Технология?

Прошло 30 лет, как это произошло. Расскажу об этом подробно чуть позже. А сейчас опять возник вопрос.

Кто принял такое решение сейчас?

Почему Министерство просвещения сразу взяли под козырёк и ответили, как в армии: "Есть!" Мне даже показалось, наверху, не понимают, вообще, разницы между этими предметами! Просто очень знакомое слово: " Мир, труд, май!"

-3
-4
-5

Можно и так сказать! Есть предложение нового названия и ничего менять не надо.

Вернёмся в уже не близкий 1993 год.

30.08.1993 года, приказом министра обороны, я был уволен из рядов ВС.

-6

1.09. 1993 года я провёл 6 часов занятий ( уроков) в 9-х классах.

-7

Мне задавали вопрос: " Было ли мне трудно при проведении уроков с ребятами, первый раз, да ещё с 9-ми классами?" Честно ответил: " Нет, не было."

Поясню, я пришёл из военного учебного заведения, где 18 лет проходил службу в должности преподавателя кафедры "Автомобильной подготовки." Разница, конечно была.

-8
-9

У стенда с электрооборудованием автомобиля. 1976 г.

Там ребята 20-и и более лет, воинская дисциплина и очень большая заинтересованность (получали удостоверение водителя).

-10

Построение (развод) перед учебным вождением.

В школе 16-и летние подростки (9-ый класс) и меньшего возраста в классах 5-8.

Практико ориентированный предмет, работа ручными инструментами столярным и слесарным, работа на станках.

-11
-12

-13
-14

-15

-16
-17

Но навыки общения с обучаемыми, методики преподавания, самоподготовка и совершенствование, конечно, очень помогли.

Основные трудности возникли при приведении в порядок учебно-материальной базы. Вспоминался , модный одно время в армейской среде, анекдот (после принятия 2-х выходных дней в стране).

Гражданский задаёт офицеру вопрос: " Сколько у вас в армии выходных?"

Ответ: "Как у всех, два. Один летом, второй зимой!"

См. статью "О преемственности поколений".

Вот в таком режиме я и работал в школе, в будни проводил уроки по расписанию, в выходные шёл в школу и приводил в порядок учебно-материальную базу. Много времени уделял повышению квалификации и самообразованию.

См. статью " Лучшее женское имя и резьба по дереву", часть I и II.

Положительным моментом в моей работе было глубокое удовлетворение, когда всё получалось хорошо!

С этой программы началась моя работа в школе № 1236 СВАО г. Москвы в должности учителя технологии. Я проводил уроки в классах 5-9.

-18

Один из основных разработчиков этой программы.

Хотунцев Юрий Леонтьевич. доктор физико-математических наук, профессор.

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

-19
-20

-21

Поставленная Президентом Российской Федерации В. В. Путиным задача инновационного технологического развития страны и создания к 2020 году 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест невозможна без системной подготовки высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров.

Страна испытывает острую нехватку квалифицированных рабочих (75 % от общего спроса в 2012 году). Кадровый голод по рабочим специальностям составил в 2015 году 800000 человек. О кадровом голоде заявляют две трети предприятий страны.

Квалифицированных кадров не хватает практически во всех отраслях промышленности: машиностроении, оборонно-промышленном комплексе, практически во всей обрабатывающей и легкой промышленности.

Острые кадровые проблемы существуют даже в самых приоритетных отраслях промышленности, в частности в ракетно-космическом комплексе, где сотрудников старше 50 лет – 44 %, а пенсионного возраста – 25 %. Рабочих высокой квалификации в России осталось менее 5 %, а в развитых странах 45–70 %.

Важную роль в решении проблем кадрового обеспечения экономики нашей страны играет предметная область «Технология» в школе.

Технологическое образование является третьей важной частью общего образования, наряду с гуманитарным и естественнонаучным, готовя учащихся к различным видам преобразующей деятельности и формируя их технологическую культуру.

  1. ... предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук.

Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры.

В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.

Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Обращаю внимание всех, Технология- практико ориентированный предмет! Конечно, своими руками делать...

Это я отвечаю на вопросы некоторых о том, что предмет Технология-одна теория!

Читайте внимательно, всё написано понятным языком! Мне довелось общаться с Юрием Леонтьевичем Хотунцевым на различных мероприятиях, связанных с предметом Технология. Очень уважаемый человек.

-22

Научно-практическая конфренция - 50 лет журналу "Школа и производство."

Выступает профессор Скворцов К.А.

-23

Методисты ОУМЦ СВОУО г. Москвы Коршунова И.В. и Сушков А.М.

-24
-25

-26

Во время проведения Олимпиады по Технологии. Я вскрываю пакет с заданиями. За столом сидит профессор Хотунцев Ю.Л.

-27
-28
-29

Юбилей. В тесном кругу коллег, друзей.

Занятия шли по расписанию, самоподготовка и совершенствование учебно-материальной базы тоже.

Но приходилось ещё тратить немало усилий, чтобы объяснить администрации школы, родителям, учащимся, учителям других школ (после того , как, по совместительству, стал ещё работать в методическом центре СВУО г. Москвы) об особенностях содержания предмета "Технология".

Изготовил целый ряд рукописных плакатов. Покажу некоторые из них.

Здесь содержание предмета по классам. Обращаю внимание на разделы, где работают руками, головой , конечно, тоже.

-30

Технология обработки материалов.

Техническое творчество.

Художественная обработка материалов.

Художественное конструирование.

Думаю достаточно, для тех, кто считает предмет "Технология" теоретическим!

Теперь на примере раздела "Технология обработки материалов" попытаюсь объяснить разницу между предметами "Труд" и "Технология".

Объект труда-скамеечка. Каждый делал себе. Одну сделали мне и подарили. Было это не менее 25 лет назад. Очень приятно, пользуюсь и вспоминаю этих ребят.

-31

Теперь по существу.

Вариант 1. Эту скамеечку делали на уроках труда.

Учитель труда предоставил, сделанный им чертёж, рассказал о порядке изготовления скамеечки, выдал необходимый материал, инструменты.

Провёл обязательный инструктаж по технике безопасности, по его команде ученики приступили к выполнению задания.

Учитель осуществляет контроль, оказывает необходимую помощь. Получив в конце урока (уроков) оценку, ученики скамеечку забрали домой.

Вариант 2. Скамеечку делали на уроке технологии.

1-ый этап. Каждый ученик выступает в роли инженера-конструктора.

По техническому заданию, представленного учителем, ученик разрабатывает конструкцию, выполняет от руки эскиз с размерами и передаёт всё это инженеру-технологу (самому себе).

2-ой этап. Ученик в роли инженера-технолога.

Он создаёт технологическую карту, в которой указывает: материал, необходимый инструмент, последовательность выполнения работы. После чего эскиз (иногда чертёж), технологическую карту передаёт рабочему ( самому себе).

3-ый этап. Ученик в роли рабочего.

По эскизу и технологической карте изготавливает скамеечку. Получив оценку, по желанию, скамеечку забирает домой.

Конечно, возможно это дольше и труднее для учителя, зато ребятам интереснее. Идёт горячее обсуждение, направляемое учителем, особенно на первых 2-х этапах.

Выбирается наилучший вариант, вносятся поправки в эскиз, технологическую карту. Конечно, в ходе урока, учитель осуществляет контроль за ТБ, оказывает помощь.

Ученики, сопричастные, к такой работе довольны, а учитель просто счастлив!

Завершая I-ю часть статьи, предлагаю организовать преподавание предмета следующим образом:

Начальная школа 1-4 классы-"Труд".

5-класс-"Технология" по упрощённому варианту ( об этом в продолжении).

6-9 классы "Технология " по полной программе ( и об этом в продолжении).

10-11 классы "Цифровая технология".

Свои предложения основываю на опыте работы учителем технологии 27 лет и работе, по совместительству, методистом СВУО г.Москвы около 10 лет.

Для дальнейшего обсуждения.

Предмет "Технология" более сложный ( это не ролик ,который показывают "Уральские пельмени" про урок труда. Начнём делать табурет.)

Кстати, вот такой труд нам не нужен. Зрители смеялись, вспоминая школу, слушали музыку и пришли развлечься, отдохнуть. Отчасти я их понимаю. Мне тоже многое нравиться в творчестве этого коллектива.

-32

Почему же так много желающих проходить обучение (преподавание) по предмету "Труд", даже среди учителей с высоким квалификационным разрядом, имеющих почётные и заслуженные звания? В этом я убедился, особенно, работая методистом.

Очень просто. "Технология" предмет более сложный и для учителя тоже. Учитель должен постоянно совершенствоваться, учиться сам. Предмет содержит самые разнообразные модули, их надо изучить, ими надо овладеть!

А потом сделать доступными, интересными и полезными учащимся. И только тогда, будет всем счастье!

-33

В качестве примера. Снимок вверху. Повышение квалификации.

Добавлю ещё один из эпизодов обучения по повышению своей квалификации. Это были курсы по изучению фотошопа. В день завершения курсов решили сделать итоговое фото группы.

Это фото сделал я. Когда сам присоединился к группе для второго снимка, выяснилось, аппарат разрядился, съёмки не будет. Расстроился.

Пришёл домой и решил попробовать. И получилось, может и не идеально, но очень правдоподобно! Помог фотошоп.

-34

Я сижу за столом.

27 лет я был учителем технологии, не "трудовиком,"словом ставшим чуть ли не нарицательным ! А теперь вернёмся назад ? Будем работать, как показывают в передаче "Уральские пельмени" ?

Продолжение следует.